Техника - молодёжи 2007-11, страница 12

Техника - молодёжи 2007-11, страница 12

Военные знания

выше, надо было ставить промежуточный редуктор — машина выглядела значительно хуже. Но без этих проработок нам не давали ходу. В конце концов, мы доказали, что двигатель УТД-29 для БМП-3 лучше, чем 2В-06.

ВАЖНЕЕ ВСЕГО — ОРУЖИЕ

Хотя я по своей узкой специализации — трансмиссионгцик, мне приходилось 80 % своего времени тратить на вооружение.

Пока создавалась БМП-3, ругани и нападок довелось пережить достаточно. На коллегии Министерства, в ВПК, в ЦК КПСС приходилось защищать машину. Приедешь, бывало, на совещание в Министерство, на котором присутствуют и представители ВНИИ «Трансмаш», которые тоже предлагали свои варианты по БМП, — их человек семь, а я один. Приходилось отбиваться. Это была постоянная война. Я считал главной

задачей отстаивать своё направление разработки новой БМП. Правда, пришлось корректировать свою точку зрения в отношении вооружения.

Повышение огневой мощи вначале планировалось осуществить довольно простым способом «наращивания». Применить те же автоматическую пушку и пулемёт, что на БМП-2, но с увеличенным

боекомплектом, ту же ПТУР, но в сдвоенной бронированной установке, постоянно готовой к действию, дополнительно установить 30-мм автоматический гранатомёт с достаточным боекомплектом. Всё оружие размещалось в едином блоке, закреплённом на цапфах стойки, установленной на плоской крыше боевого отделения. Машина имела красивый «устремлённый» силуэт.

Но когда я на коллегии Министерства оборонной промышленности, посвящённой рассмотрению хода работ по новой БМП, сделал доклад по этому варианту машины, министр Зверев сказал, что это не годится. Получается, говорит, та же БМП-2, но увеличенный, утяжелённый вариант, нет скачка.

Вопрос выбора комплекса вооружения решался сложно. Уже шли конструкторские испытания опытных образцов, но ТТТ ещё не было утверждено заказчиком, поэтому

руководители НИИ и КБ, подключённые к этой работе, могли высказывать предложения, совершенно не совпадающие с проектом. Так, ВНИИ «Трансмаш», головной по бронетанковой технике, предлагал в качестве основного вооружения 76-мм пушку средней баллистики; ЦНИИТМ, головной по вооружению, — 45-мм автоматическую пушку. Тульское КБП, наш соис

полнитель по вооружению, разработало новое 100-мм орудие, стреляющее осколочно-фугасными снарядами, и ПТУР, запускаемую через ствол орудия с управлением по лазерному лучу.

В результате, министр приказал руководителям всех упомянутых организаций собраться в Кургане и не разъезжаться до тех пор, пока не будет найдено решение, делающее скачок в огневой мощи очевидным.

Собравшись в Кургане, мы в течение трёх недель обдумывали, обсуждали различные варианты. Решение по вооружению было найдено совместно СКБ КМЗ и Тульским КБП и поддержано представителем ЦНИИТМ. Оно состояло в том, чтобы в одной строенной установке, размещённой в башне, объединить 100-мм орудие — пусковую установку, 30-мм автоматическую пушку и пулемёт.

Сначала мы предполагали использовать новый вариант как разведывательную машину, которая могла действовать в одиночку, автономно, не нуждаясь в артиллерийской поддержке, так как сама имела 100-мм орудие. Казалось, что каждое огневое средство будет иметь недостаточный боекомплект для линейной БМП, но творческий энтузиазм конструкторов СКБ КМЗ позволил успешно решить этот вопрос. У 30-мм автоматической пушки боекомплект получился такой же, как у БМП-2; у 100-мм орудия — столько же снарядов, как у танка; количество ПТУР — в два раза больше, чем у БМП-2.

Постепенно, в ходе доработок, оказалось, что предложенный вариант разведывательной машины оптимален и для новой БМП.

ИСПЫТАНИЯ И ИСПЫТАТЕЛИ

Представленные данные позволили, наконец, всего за год до полигонных испытаний, получить утверждённые заказчиком ТТТ.

Началась напряжённая работа по завершению отраслевых испытаний, устранению выявленных недостатков и изготовлению опытных образцов для полигонных испытаний.

Как и раньше при выполнении всех предыдущих ОКР, к работе было подключено основное производство и соответствующие службы завода. Изготовление деталей для опытных образцов было на ежедневном контроле у директора. Руководство, службы и производства понимали важность решаемой задачи — создание на заводе машины нового поколения.

10 2007 №11 ТМ