Техника - молодёжи 2008-03, страница 29

Техника - молодёжи 2008-03, страница 29

2008 №03 тм

раются по оттенку, а клиночные ещё и по режущим свойствам, поэтому составы пакета на клинок, рукоятку и навершие часто использует разные. Некоторые стали для Дамаска, Мария и её отец Леонид делают сами, выплавляя в электропечи.

В некоторых клинках, с точки зрения Марии, более ценна технологическая идея - например сочетание трёх видов Дамаска, в других - дизайн, узор металла и идея, вложенная в произведение. Чаще всего Мария сначала продумывает и куёт клинок, отдаёт его другому мастеру для отделки, и потом показывает на выставкё, где и находится покупатель. Реже работает на заказ, выковывая что-то задуманное и оплаченное.

- Интереснее сделать то, - говорит Мария, -что нравится мне, в том числе своей сложностью, и потом объяснить покупателю, насколько это здорово, уникально и хорошо сделано.

Сейчас у Марии два направления - торцовая мозаика высшего класса и несколько проектов, которые тянутся уже не первый год. Чтобы получить небольшой сложнейший элемент, требуется не один месяц. А потом ещё надо будет найти заказчика, который это оценит и оплатит.

_______,......,_нецов в мире единицы, а тех, кто занимается холодным оружием, можно пересчитать по пальцам. Но и среди них Мария Архангельская занимает особое место. Она мастер узорчатого Дамаска.

Мария Архангельская с раннего детства неплохо разбиралась в Дамаске и булате, ведь её отец кузнец-оружейник. В шестнадцать лет Мария впервые вошла в кузницу. Тяга к работе с металлом у неё семейная, вначале привлекал сам процесс ковки, потом стала интересна технология.

Мария делает только клинки и всё что связано с Дамаском, полностью ножи пока не делала. Но шутит что «Может быть когда-нибудь соберусь». Работать с металлом Марии намного интереснее, чем с «деревяшками», она делает клинок, а потом объясняет другому мастеру-ножеде-лу свой замысел в целом.

Состав своего Дамаска Мария обычно не раскрывает, уточняя только, что все стали подби

26