Техника - молодёжи 2008-03, страница 44

Техника - молодёжи 2008-03, страница 44

зультате выполненных исследовании были найдены пути решения многих проблем вставших в ходе создания составных ракет. Эти результаты уже в начале проектирования межконтинентальных ракет обеспечили С.П. Королёву возможность принятия ряда принципиальных решений. Например таких, как выбор для доставки ГЧ на дальности порядка 10000 км составных баллистических, а не крылатых ракет, пакетной схемы составной баллистической ракеты для дальнейшей проработки и т. п.

К 1953 г. С.П. Королёв принял основные решения по межконтинентальной баллистической ракете Р-7, и в ОКБ-1 и на смежных предприятиях развернулись соответствующие опытно-конструктор-ские работы. В связи с этим остро стал вопрос об организации лётно-конструк-торских испытаний.

Испытательный полигон Капустин Яр для Р-7 не был пригоден, так как трасса испытательного пуска проходила через густо населённые районы, были также и другие причины. Для решения проблемы лётных конструкторских испытаний ракеты Р-7 в НИИ-4 была привлечена группа Тихонравова и сотрудники ряда других подразделений. И.М. Яцунским и мной были выполнены расчёты и анализ ряда возможных трасс испытательных запусков. Один из предложенных нами вариантов - стартовый полигон, расположенный в районе г. Джусапы (Казахстан), а район падения - на Камчатке -был утвержден Государственной комиссией. Этот полигон позже был назван космодромом Байконур.

ТЕПЕРЬ - КОСМОС. В начале 1953 г. я и Г.Ю. Максимов обсуждали вопрос о том, что к работам по созданию ракет Р-7 уже подключилось много различных организаций и что работа нашей группы становится не очень нужной. Возникла мысль о том, что пора наши основные усилия направить на решение проблем создания искусственных спутников Земли (ИСЗ).

Мы тут же набросали черновик плана дальнейших исследований по автоматическим и пилотируемым ИСЗ и немедленно показали его Михаилу Кпавдиеви-чу, он нас поддержал и попросил сделать план более детальным, а на его основе разработать предложение об открытии в НИИ-4 сответствующей науч-но-исследовательской темы.

Такое предложение было подготовлено, и Тихонравов доложил его руководству института и Управления ракетного вооружения ГАУ. Проект Михаила Кпав-диевича об открытии специальной НИР, поддержанный С.П. Королёвым, был принят, и в 1954 г. тема под №72 в инсти

туте стала реальностью. В её рамках планировалось изучить основные проблемы создания ИСЗ и наметить пути их решения.

Во-первых, исследовались траектории выведения ИСЗ на разные орбиты. Разработанные ранее И.М. Яцунским и мной методы расчёта траекторий составных ракет были модернизированы применительно к выведению ИСЗ.

Во-вторых, надо было установить, достаточна ли точность работы системы управления Р-7 для вывода ИСЗ на орбиту, и не приведут ли ошибки выведения к быстрому падению ИСЗ на Землю. В ходе исследований было показано, что точность работы систем управления МБР для вывода ИСЗ достаточна.

В-третьих, нужно было выяснить, как на длительный полёт спутника влияют гравитационные и другие возмущения, и как долго они позволят ИСЗ оставаться на орбите. Эти вопросы исследовали Максимов и Яцунский. Первый изучал влияние на орбиту ИСЗ нецентральности поля тяготения Земли за счёт её эллиптичности, влияние притяжения ИСЗ Солнцем и Луной, а также влияние остатков атмосферы Земли на невысоких орбитах, второй - влияние на орбиту ИСЗ высших гармоник поля тяготения Земли, т. е. неравномерностей распределения масс в теле Земли. В результате были оценены величины отклонений орбиты ИСЗ за счёт этих возмущений.

Одной из самых волнующих была проблема обеспечения встречи двух ИСЗ на орбите. Хоть мы уже неплохо знали законы орбитального движения, но возможность сближения двух ИСЗ, перемещающихся со скоростью около 8 км/с, эмоционально нелегко было принять -ведь даже самые быстрые артиллерийские снаряды летали со скоростями 1,5-2 км/с... Изучение этой проблемы Михаила Кпавдиевич поручил мне. Я теоретически рассмотрел процесс сближения двух ИСЗ на орбитах и показал возможность их мягкой встречи.

Нужно было разработать метод определения характеристик орбиты по выполненным измерениям. И.М. Яцунский и Г.Ю. Максимов ещё в 1953 г. положили в его основу законы орбитального движения и статистический метод наименьших квадратов. Подобный метод был доработан, а позже реализован на электронных вычислительных машинах.

Такой Р-7 была принята на вооружение

.Проектное

Тихонравов понимал, что во время полёта большинства типов ИСЗ необходимо стабилизировать в пространстве положение их осей, осуществлять развороты в нужное положение. Каким образом это выполнять и какие для этого нужны устройства, Михаил Кпавдиевич поручил исследовать Максимову. Глеб Юрьевич рассмотрел возможность ориентации ИСЗ в пространстве по бортовым наблюдениям Солнца, Луны, Земли и ярких звёзд, а также сформулировал требования, которым должны удовлетворять соответствующие приборы. Были исследованы также гироскопические системы, позволяющие запоминать опорные направления в пространстве и обеспечивать задаваемые развороты спутника.

Важным вопросом являлось снабжение устройств спутника электроэнергией. Этой темой Тихонравов поручил заниматься Солдатовой. Она рассмотрела различные способы получения электроэнергии на ИСЗ, по рекомендации Михаила Кпавдиевича ездила на консультации к видным советским физикам. В результате основное внимание было сосредоточено на источниках электроэнергии на базе фотоэлементов.

Другим важным и, в какой-то мере, неожиданным оказался вопрос о том, как и куда девать тепло, выделяемое различными приборами спутника и получаемое за счёт его нагрева Солнцем и Землёй. В космосе обмен тепловой энергией с внешним пространством возможен только путём поглощения или излучения радиации. Яцунский и Гурко разработали систему специаль

41