Техника - молодёжи 2008-04, страница 51

Техника - молодёжи 2008-04, страница 51

ЗЕЙ ФОРТИФИКАЦИИ

2008 №04 ТМ

Главный калибр ДОТа

Первые отечественные ДОТы были пулемётными, и только в 30-е годы прошлого века было решено возводить в пограничных укрепрай-онах дополнительные противотанковые артиллерийские полукапониры (артДОТы). Обычно артДОТы перекрывали огнём направления, где могли появиться бронетанковые подразделений противника.

В первых казематных ДОТах применяли штатное пулемётное и артиллерийское вооружение полевых войск. Однако ещё в начале XX столетия в России разрабатывались специальные системы, предназначенные для установки в капонирах крепостей. Так, в 1905 г. Главное артиллерийское управление поручило Металлическому заводу разработку лафета к трёхдюймовой скорострельной пушке образца 1900 г. для обстрела пространства между фортами и тыльными капонирами. А в 1912 г. Пермскому орудийному заводу заказали 55 капонирных лафетов системы Дурляхера, в 1914 г. собрали образцовый, но на этом дело и остановилось.

Позже на полигоне в Перми продемонстрировали 76-мм полуавтоматическую пушку образца 1913 г. с клиновым затвором конструкции Лендера. Стреляные гильзы падали по железной трубе в бак с водой, щит был сферическим типа маски, амбразура снабжалась обтюратором, не пропускавшим внутрь пороховые газы, для наблюдения за обстановкой в ней устроили окно. Однако Артиллерийский комитет ГАУ счёл установку слишком дорогой и не принял её на вооружение.

Советские казематные установки 1930-1941 гг. сначала оснащались 76-мм пушками образца 1902 г. со стволами длиной 30 калибров, размещавшимися на лафете Путиловско-го завода 1932 г.

Этот лафет создали на базе образца 1913 г. Сама трёхдюймовка помещалась в боевом каземате длиной 3 м, шириной 2,3 м и высотой 2 м с амбразурой в передней стене. Особенностью пушки было наличие обтюрирующей паровой маски. В каземате с помощью вентилятора создавали избыточное давление и пороховые газы вытеснялись наружу. Дополнительного газоотсоса требовали только гиль-зосборные колодцы.

Для того чтобы при монтаже орудия было бы удобнее переносить его по коридорам, основную плиту изготовляли из двух половин, каждая из которых представляла собой отливку толщиной 30 мм, усиленную горизонтальными и вертикальными ребрами. Между собой они соединялись сухарями и шестью болтами, ставились к передней стенке каземата и крепились к полу четырьмя болтами, проходившими через отверстия в основаниях. В нижние части плиты вставляли швеллеры, скреплявшиеся с плитой тремя болтами. В каждой половине было по смотровому окну.

Орудие находилось на вертлюге, который поворачивался на боевом штыре на 20°.

Сферический щит и пушка с небронированной передней частью люльки были в нише амбразуры, закрывавшейся бронированной заслонкой. Прицел был стандартным, образца 1930 г. Огонь вели 6,5-килограммовыми снарядами, обладавшими начальной скоростью 588 м/с и дальностью стрельбы в 5,5 тыс. м. Расчёт состоял из семи человек. Командир находился в рубке и вёл наблюдение через перископ.

В 1930 г. пушку модернизировали, удлинив ствол с 30 до 40 калибров, увеличили углы возвышения, доведя наибольшую дальность стрельбы до 13,2 тыс. м. Стрельба велась унитарными патронами с осколочными гранатами и картечью, разработанными ещё до Первой мировой войны. В 20-е годы в боекомплект ввели бронебойный снаряд весом 6,3 кг с начальной скоростью 662 м/с, который на дальности 500 м при угле встречи 60° пробивал броню в 56 мм, а на дистанции 1000 м — 49 м.

45-мм пушки без масок применялись в ДОТах в 1938-1939 гг. Амбразуры позволяли вести огонь в секторе 60°, дальность стрельбы достигала 2 км, по танкам — 1 км, боезапас насчитывал 1 тыс. снарядов на орудие, под казематом устраивали помещение для гильз.

Разместить противотанковую пушку в каземате «сам бог велел», и в СССР разработали 45-мм установки, тем паче что танковая 20К, противотанковая 19К и зенитная 21К к 1938 г. были отлажены и освоены производством.

В 1938 г. ОКБ-43 Наркомата вооружений подготовило проекты ДОТ-1 с 20К и ДОТ-4 с таким же орудием, спаренным с пулемётом. По заключению комиссии, последний в тактическом отношении был предпочтительней, и ДОТ-4 не только применялся в Великой Отечественной войне, но и состоял на вооружении после неё ещё четверть века.

20К образца 1934 г. была с изменённой люлькой, ствол размещался в шаровом закрытии амбразуры и перемещался в двух плоскостях, цапфы станка опирались на другой шар — опору на нижнем воротнике броневого короба, по которому он перемещался на роликах в горизонтальной плоскости. Вертикальное перемещение осуществлялось поворотом люльки. Справа от пушки было сидение наводчика, рядом с ним маховики, оптический прицел и нижний спуск, педали для орудия и пулемёта.

Броневой короб амбразуры состоял из двух частей. Внешняя, толщиной 40 мм, выполнялась ступенчатой, шаровое закрытие размерами 230 на 300 мм прижималось к основному посадочному месту внутренней бронеплитой. Труба ствола имела равную толщину снаружи и внутри каземата, угол горизонтального наведения составлял 60°. ДОТ оснащался 7,62-мм пулеметом ДС с оптическим прицелом КТ-1, крепившимся справа от пушки.

В 1940 г. появилась 76-мм ка- ** зематная пушка J1-17 со стволом длиной 30 калибров — укороченный вариант полевой Ф-22 образца 1936 г. с максимальной дальностью стрельбы 4,8 тыс. м, бронепробиваемостью на дистанции 500 м в 55 мм. Орудие устанавливалось в маске толщиной 20 мм. Ствол состоял из свободной трубы, кожуха и казённика, противооткатные устройства охлаждались водой из водопровода. Бронещит был сферическим, срезанным сверху и снизу, прицельные приспособления состояли из оптического прицела КТ-4 и шкал для горизонтальной и вертикальной наводки и бокового уровня.

Опытный экземпляр 76-мм казематной установки ДОТ-2 с пушкой J1-11 Кировского завода испытали в 1929 г. Она выдерживала прямые попадания осколочных и бронебойных снарядов калибром 45-мм, выпущенных с 200 м и 76-миллиметровых с 400 м.

К концу Великой Отечественной войны Л-11 оказались не в состоянии бороться не только с тяжёлыми, но с новыми средними немецкими танками. Поэтому для их замены в ДОТ-2 спроектировали 85-мм казематную пушку ЗИФ-26.

В 1946 г. создали казематную пушку ЗИФ-25, предназначавшуюся для противотанковой обороны укрепрайонов. Для неё изготовили прицел ПУР-25. Вместе с пушкой в ДОТ ставился и спаренный пулемёт максим. Защита состояла из неподвижного броневого щита и подвижных маски и бронетрубы ствола, а также шаровой опоры.

В боекомплект ЗИФ-25 входили выстрелы от орудий Д-10Т и БС-3: унитарный патрон УНР-412Б с бронебойно-трассирующим снарядом БР-412Б с баллистическим наконечником и взрывателем МД-8 и унитарный УБР-412 с бро-небойно-трассирующим остроголовым снарядом БР-412 с аналогичным взрывателем. Они предназначались для поражения танков, самоходных орудий и бронетранспортёров. Для воздействия на живую силу служили выстрелы УОФ-412 с полным зарядом и УОФ-0412У с уменьшенным и осколочно-фугасным, цельно-корпусная граната ОФ-412 с взрывателем РГМ.

В комплект входило приспособление для охлаждения ствола водой при длительной и интенсивной стрельбе.

Спаренный максим, служивший для обороны ДОТа, закреплялся на люльке, имел общие с пушкой механизмы наведения и прицельные устройства.

Казематные пушки ЗИФ-25 были установлены в укреплениях арендованной у Финляндии военно-морской базы Балтийского флота в Поркалла-Удд. После истечения срока пользования орудия демонтировали и вывезли, а казематы залили бетоном.

Алексей Ардашев, инженер