Техника - молодёжи 2009-02, страница 54

Техника - молодёжи 2009-02, страница 54

Творцы

Авиценны с арабского языка на фарси, что было явным новаторством: роль языка науки играл в то время исключительно арабский. И, конечно, продолжал Свои замечтельные математические изыскания.

Я - школяр в атом лучшем из лучших миров. Труд мой тяжек: учитель уж больно суров! До седин я у жизни хожу в подмастерьях', Всё ещё не зачислен в разряд мастеров.

го времени, значительного государственного деятеля и покровителя наук, собравшего под свое крыло весь научный цвет тогдашнего исламского мира. Благодаря ему, в Исфахане, Багдаде, Басре, Ниша-пуре, Балхе, Мерве, Герате и других крупных городах Востока были открыты научные академии; справедливо получившие по имени визиря название Низамийе.

Согласно средневековым летописям, Низам ал-Мулк и Хайям учились в одной школе в Нишапуре и дружили ещё с детства. Так что приглашение Хайяма было вовсе не случайным. В Исфахане Омар Хайям возглавил крупнейшую астрономическую обсерваторию, как гласит легенда, с огромным по тем временам годовым жалованьем в 10000 золотых динаров, которое ему назначил друг детства, дабы он беспрепятственно мог заниматься наукой.

В нсфаханекий период Омар Хайям вёл астрономические наблюдения за движением небесных тел, составив астрономические таблицы, которыми пользовался весь средневековый Восток, занимался разработкой нового календаря, оказавшегося на семь секунд точнее принятого позже григорианского, написал замечательный философский «Трактат о бытии и долженствовании», перевёл труды

Хайяму повезло родиться в эпоху замечательного культурного расцвета, которую называют восточным Возрождением, предтечей западного Ренессанса. Арабы подарили Европе индийскую систему цифр, а также алгебру. Средневековая гравюра

Миниатюра из рукописи XVI в. Государственная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина

Стихотворное лукавство восточного человека к действительности не имеет никакого отношения. Математические сочинения Омара Хайяма, дошедшие до наших дней и сыгравшие большую роль в создании и развитии алгебры, свидетельствуют как раз об обратном. Разрабатывая те или иные математические проблемы, ему удалось сделать важные теоретические выводы, характеризующие его как выдающегося учёного, на несколько столетий опередившего алгебраические и геометрические идеи европейцев, впрочем, нередко почерпнутые всё у тех же арабских математиков. Самому термину «алгебра» название дала «Кптаб аль-джебр валь-мукабала» Аль-джебр ва-л-мукабала - «Книга о восполнении и противопоставлении», написанная в 830 г. астрономом и математиком аль-Хорезми. А заслуга первого определения предмета и метода алгебры принадлежит Хайяму: «Алгебра есть научное искусство, предмет которого составляют абсолютное число и измеримые величины, являющиеся неизвестными, но соотнесённые с какой-нибудь известной вещью, по которой их можно определить... Совершенство этого искусства состоит в знании математических методов, с помощью которых можно осуществить упомянутое определение как числовых, так п геометрических неизвестных...». Другими словами, в трактате Хайяма «О доказа-

2009 №02 ТМ

52