Техника - молодёжи 2009-05, страница 20

Техника - молодёжи 2009-05, страница 20

Экономические знания

ШШ^ШШ^^т 2009 №05 ТМ

Сбежал и руководитель Nextel, не сработавшийся со своим коллегой из Sprint. Нетрудно догадаться, что без многомиллионного выходного пособия он не остался, хотя за три года рыночная капитализация объединённой компании уменьшилась на 4 млрд долларов. а ещё 30 млрд было списано с баланса за счёт обесценившихся активов. А вот при слиянии компаний Time Warner и America Online (AOL) президент Time Warner Джеральд Левин использовал статью в своём контракте, по которой ему разрешалось в случае фундаментальных изменений в структуре компании досрочно уйти на пенсию с десятками миллионов долларов в кармане. Его коллега из AOL Стив Кейс попытался продолжать дело, но оно не пошло, и совет директоров выгнал г-на Кейса опять-таки не без выходного пособия (принцип граблей).

Тем руководителям, которые продолжают свою жизнь в неординарной корпоративной реальности, приходится считаться с тремя основными факторами. Первый из них — трудовое соглашение или контракт. Типовой контракт президента крупной компании содержит статью, говорящую о том, что его можно уволить без выходного пособия только по строго определённой причине. Такой причиной обычно являются либо нарушения правил внутреннего распорядка компании, либо нарушения законов и постановлений государственных органов, либо преступные или нечестные действия, связанные с выполнением служебных обязанностей. В контракте, как правило, ничего не говорится об ответственности за неоправданные риски, хотя именно такие риски привели американские финансовые компании в крайне плачевное состояние. Но за это никто отвечать не стал (принцип эстоппеля).

Несмотря на возмущение общественности по поводу выходного пособия бывшего президента Merrill Lynch, контракт с новым руководителем фирмы мало чем отличался от предыдущего (принцип граблей). Причины уже должны быть понятны читателю. Во-первых, никто не хочет выглядеть дураком (принцип царственного чуда); во-вторых, все так делают (принцип модифицированного императива). Поэтому новому президенту фирмы Джону Тэй-ну пообещали, что он будет получать порядка 50 млн долларов в год, в основном за счёт акций и опционов. Обещание выполнить не удалось, потому что через год компания оказалась в таком плачевном состоянии, что её пришлось продать другому банку. Г-н Тэйн всё-таки успел получить от Merrill Lynch 9 млн долларов и остался рабо

тать в поглотившей компании, правда, ненадолго. Кроме того, поскольку г-на Тэйна переманили в Merrill Lynch с поста президента Нью-йоркской биржи, фирма ему выплатила 34 млн долларов, которые г-н Тэйн недополучил в акциях и бонусах на старой работе из-за того, что уволился сам.

Контракт руководителя, а соответственно, и размер его вознаграждения утверждаются советом директоров. Главой компенсационного комитета обычно выбирается человек, понимающий правила игры, - президент другой крупной компании. В Merrill Lynch, например, на эту должность был избран руководитель большой страховой фирмы Chubb. Когда его спросили, как получилось, что г-н О'Нил покинул Merrill Lynch, унеся 161 млн долларов после потери фирмой 30 млрд, председатель компенсационного комитета заявил, что г-н О'Нил заслужил каждый доллар. А какой ешё ответ можно было ожидать, если за шесть-восемь заседаний в год член совета директоров в Merrill Lynch получает 275 тыс. долларов, в Citigroup и AOL Time Warner - 250 тыс., в Pfizer и News Corp. - 225 тыс. Авиабилеты первого класса, проживание в пятизвёздочных отелях и турниры по гольфу сами собой разумеются (принцип модифицированного императива).

Второй фактор, влияющий на жизнь руководителя, — это совет директоров. Согласно законам корпоративного управления. отдельные члены совета директоров не могут принимать решения по поводу деятельности компании, потому что нужна коллегиальность. Как коллектив совет директоров обладает влиянием, выходящим за рамки одной отдельно взятой компании. В ноябре 2007 г. Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам США в очередной раз отклонила поправку в существующее положение о деятельности публичных компаний. Поправка должна была разрешить покрывать за счёт корпорации расходы миноритарных акционеров на кампанию по выборам в совет директоров. Потерпев неудачу в Комиссии, изобретательные «меньшевики» крупнейшей страховой компании AIG пошли тогда другим путём и попытались поставить на голосование вопрос об изменении устава, чтобы таким образом узаконить оплату расходов меньшинства за счёт компании. В ответ совет директоров АЮ обратился в суд, требуя запретить голосование. Мотивировка — такое голосование противоречит интересам акционеров. Другими словами, акционерам не надо зарываться, потому что совет директоров лучше знает, что акционерам нужно (принцип Штирлица).

Возможно, совет директоров и прав. Рядовые акционеры всё равно владеют своим куском компании не напрямую, а через промежуточные образования. Информацию о курсе акций они получают через ежедневные сводки, публикуемые в центральных газетах, и не задумываются о том, что каждое мгновенное изменение на рынке ценных бумаг - это результат миллионов индивидуальных решений, догадок и рискованных ставок. Профессор Мичиганского университета недавно опубликовал исследование, в котором он наглядно показал, как ежедневные поправки искажают действительность и вводят людей в заблуждение относительно их бумажного богатства. Профессор назвал этот феномен «пунктовой слепотой», которая заставляет людей повторять магические заклинания о росте индекса Доу-Джонса, не понимая, что стоит за каждым пунктом роста (принцип царственного чуда). Стоимость одного пункта сегодня совсем не та, что десять лет назад, и даже относительные цифры роста не отражают реального положения вещей. Цена акций на американских биржах котируется в долларах, поэтому, даже если рынок поднимается. падение курса доллара стирает с бумаги все записанные на ней дополнительные звёзды, то есть прирост состояния акционера.

Наконец, третий фактор, о котором необходимо помнить руководителям, — это аналитики. Их основная работа — предсказание цифр в квартальных отчётах компаний и выдача рекомендаций по покупке и продаже акций. Причём в объективной реальности у гадалки можно попытаться забрать деньги назад, не встретив обещанную червонную даму или марьяжного короля. В неординарной же реальности всё наоборот: прорицатели-аналитики заставляют публичные компании расставаться с деньгами, если компании не выполняют предсказаний.

В апреле 2008 г. компания General Electric (GE) не дотянула семи центов на акцию до предсказанной аналитиками выручки, и это вызвало массовую продажу акций и сокращение рыночной капитализации на несколько миллиардов долларов. Аналитики писали, что за шесть лет руководства нынешнего президента Джеффа Иммельта стоимость акций GE упала на 25% и требовали, чтобы корпорация была продана по частям. Никто не вспомнил, что за те же шесть лет выручка GE выросла на 60%, прибыльна 100%, компания избавилась от непроизводительных активов на сумму в 80 млрд долларов и приобрела новые активы на 50 млрд.

18