Техника - молодёжи 2009-06, страница 8

Техника - молодёжи 2009-06, страница 8

Люди науки

20G5 N-D6 ТМ

ши профессора. Между Физтехом и физико-механическим факультетом Политехнического института сложились очень хорошие связи.

Но в 1955 г. Н.С, Хрушёв случайно узнал, что учёные получают двойную зарплату — в научном институте и в вузах. Руководитель страны квалифицировал это как нарушение социалистических принципов, и совместительство было запрещено. У нас в Физтехе три человека, академик Б.П. Константинов, член-корреспондент Г.А. Гринберг и профессор Д.Н. Наследов, остались заведовать кафедрами бесплатно, чтобы сохранить единство науки и образования, а остальные ушли — без денег же трудно. В 1965 г постановление отменили, однако ущерб был значительным, восстановить прежнюю систему было сложно. И в 1972 г., когда стала стремительно развиваться оптоэлек-троника, прежде всего, на гетероструктурах, я обратился к ректору Политехнического института с предложением организовать там кафедру оптоэлек-троники. Получил резкий отказ. Обратился в ЛГУ - та же история. И только в ЛЭТИ, который сам закончил, удалось на факультете электроники создать базовую кафедру оптоэлектрони-ки при ФТИ им. А.Ф, Иоффе.

По официальным документам, мы имели право отбирать на третий курс по пять лучших студентов с электрофизического факультета и с факультета электроники. А в 1987 г., когда я стал директором Физико-технического института им. А.Ф, Иоффе, которым оставался 16 лет, мы создали в Политехническом институте целый базовый физико-технический факультет, где было сначала четыре кафедры -физики плазмы, космических исследований, микроэлектроники и физики твёрдого тела; сегодня там уже шесть, прибавилась кафедра физики и технологии наноструктур и кафедра преобразования энергии.

— Идея создать лицей пришла сразу?

— Да, очень быстро стало понятно: чтобы контингент студентов, набираемый нами, был сильным, надо заниматься школами. Мы стали ходить по школам, читать лекции, но постепенно до меня дошла одна очень простая вешь — для подростка куда большим авторитетом, чем профессор или академик, является старшеклассник из его же школы, который мог бы ему рассказать, как интересно и здорово учиться на наших базовых кафедрах. Так пришла идея создать школу при Физико-техническом институте. И она реализовалась.

Сначала школа была совсем маленькой, один класс — с восьмого и

- Я всегда очень хорошо относился к «Технике - молодёжи». Хочу пожелать вам миллионного тиража. Думаю, что это произойдёт тогда, когда, как я сказал вам, будет решена проблема востребованности науки. Это время не за горами.

дальше, она размещалась недалеко от института в обычной школе Выборгского района. Потом я договорился с Политехом, чтобы нам отдали помещение в здании подготовительного факультета. А затем сделали проект своего здания. И здесь нам помог тогдашний премьер Виктор Степанович Черномырдин, Мне удалось его убедить, насколько важен лицей, чтобы была возможность отбирать талантливых ребят на ранней стадии, и он выделил средства на строительство здания. В это время мы разработали план, по которому под одной крышей должны располагаться и кафедры, и студенты, и лаборатории, и лицей. Сегодня лицею уже 20 лет, это единственная школа в системе Академии наук. Однако по-прежнему масса проблем, прежде всего финансовых.

В 1988 г. мы создали, как я уже говорил, новый физико-технический факультет в Политехническом институте только из базовых кафедр, где подавляющее большинство преподавателей — совместители, где студенты работают в лабораториях физтеха и ряда других академических институтов, и ваш покорный слуга уже 20 лет его декан на общественных началах.

Сегодня эта непрерывная система образования включает лицей, базовые кафедры физико-технического факультета и академический физико-технологический университет,

— Академический университет — это ещё одна идея? Что он собой представляет?

— Идеология этого университета не такая, как у обычного. Она состоит в следующем. Если мы хотим развивать высокие технологии и строить на их основе экономику страны, то для работы не только в исследовательских институ

тах, но и в промышленности, в компаниях, промышленных лабораториях нужен уровень квалификации кандидата наук. А между тем образование в аспирантуре у нас в значительной степени деградировало. Аспиранты сдают английский и специальность в качестве кандидатского минимума и занимаются исследованиями в лабораториях. При этом практически не получают дальнейшего образования в своей специальности и, что очень важно, — в смежных областях. А ведь аспирантура — не только исследовательская работа, но и образование на другом, более высоком уровне, особенно при подготовке специалистов в пограничных областях, ведь самые важные события происходят именно там.

К этому проекту я шел не один десяток лет, очень много времени ушло на его реализацию, на пробивание бюрократических барьеров. Но университет работает. В его системе только магистратура и аспирантура. Очень важно, что в нашу магистратуру уже поступают студенты других факультетов Политеха и других вузов.