Техника - молодёжи 2009-06, страница 9

Техника - молодёжи 2009-06, страница 9

— Какие же студенты могут туда поступить?

— Как я уже сказал, мы отбираем их в магистратуру после четвёртого курса с разных факультетов, из других вузов, из других городов.

Кстати, когда я выдвинул идею университета, то узнал, что за рубежом она пользуется поддержкой и развивается. Например, функционирует Технологический институт в Таиланде, в котором только аспирантура. Он международный, сюда приезжают учиться выпускники вузов Юго-Восточной Азии, Аналогичный университет создан в Японии.

— У вас такая насыщенная и интересная научная работа в институте, обучение студентов и аспирантов, кот орым вы передаёте свои знания. Зачем вам ещё Госдума?

— Я никогда не чурачся общественной деятельности. Был старостой класса, комсоргом группы, членом комитета комсомола в школе, комсоргом группы в институте, председателем

студенческого научного общества у себя на факультете, комсоргом лаборатории в Физтехе.

В 1989 г. меня выбрали народным депутатом СССР от Академии наук. Это был горький опыт, потому что я вместе с другими несу свою долю ответственности за то, что случилось с нашей страной. Поэтому, когда возникла Государственная Дума, у меня, конечно, никакого желания работать там не было. Но были настойчивые просьбы руководителей РАН, считавших, что я могу помочь сохраниться Академии. Настаивал на этом и тогдашний премьер B.C. Черномырдин, который предлагал выдвигаться по списку «Наш Дом Россия». Премьер

очень помог тогда со строительством здания научно-образовательного центра. Я согласился, прежде всего потому, что для меня РАН — чрезвычайно важная организация, которой я отдал всю жизнь.

Стал работать в Комитете по науке и образованию, но, когда срок закончился, решил — хватит. Ещё до этого я вышел из НДР. Поводом стало поведение руководителя фракции Владимира Рыжкова. Он вызвал меня для объяснений на совете, вопрос был один — почему я предпочёл для российского гимна музыку Александрова, а не Глинки, как было решено для членов НДР; а затем потребовал, чтобы мы проголосовали против импичмента Ельцина. Для меня это было неприемлемо. Перешёл во фракцию «Народовластие».

— Но сейчас вы в Думе от фракции КПРФ...

— Председателем нашего Комитета по науке и образованию был Иван Иванович Мельников, выдающийся математик, профессор МГУ и один из руководителей КПРФ, к которому я отношусь с огромным уважением и с которым чрезвычайно легко и эффективно работать, - он сказал, что не представляет Комитет без меня. Кроме того, всс мои предложения по организации науки поддерживались, в основном, КПРФ. Вот так и получилось, что я представляю в Думе эту фракцию. Наконец, идеи социализма, страны Советов всегда были и остаются для меня очень близкими. Занимаюсь больше не политикой, а наукой и образованием. Слава Богу, меня не особенно загружают, и в Думе появляются дополнительные возможности влиять на тс или иные решения в области науки.

— Скажем, на вопроеы финансирования?

— Я всегда подчеркиваю, что главная проблема науки — это всё же не финансирование, хотя оно чрезвычайно важно, конечно, нужно его увеличивать. Самая главная проблема — невостребованность научных результатов обществом и экономикой. Если они востребованы, то и финансирование совершенно другое. Сегодня основная задача страны, и я об этом всегда говорю, — развитие высоких технологий. В этом направлении нужны конкретные действия. Когда есть высокоразвитая промышленность, а она у нас будет обязательно, наука станет востребованной, в том числе и фундаментальная.

— Значит, порадоваться сегодня нечему?

— Я думаю, что сейчас всё-таки меняется чуть-чуть отношение к науке у власть имущих людей, чуть-чуть — в обществе, чуть-чуть — в прессе. Но до радост и, конечно, ещё далеко.

— И что бы вы посоветовали молодому человеку, который желает получить техническое образование?

— Учиться здесь и сейчас, У нас прекрасное образование. Сегодня, между прочим, происходят положительные изменения — мы стали тратить довольно много средств на приобретение современного оборудования для университетов. В том числе для физических факультетов, и это чрезвычайно важно. Помните, в 2000 г. была обнародована американская нанотехнологическая программа. Когда прошло семь лет, американским учреждениям, ответственным за её выполнение, был задан вопрос — каковы результаты, где открытия? И один из руководителей проекта ответил, что пока никаких особых открытий нет, но за эти годы потрачены огромные средства (назван суммы) на лабораторную базу университетов, а также произошли весьма ощутимые позитивные изменения в системе фундаментального образования в химии, физике и биологии. И это было оценено как огромное достижение.

И еще я желаю молодёжи всегда помнить слова великого В.И. Ленина — «Учиться, учиться и учиться», — и слова великого китайского мыслителя Конфуция — «Смысл жизни в учёбе». И

Материал подготовила Наталия ШАПОВА при участии Александра СУМБАТОВА и Владимира МЕЙЛИЦЕВА Фото Ивана ЧИКИНА

www.tm.magazin.nj