Техника - молодёжи 2010-08, страница 49

Техника - молодёжи 2010-08, страница 49

в заявке тариф 79 руб. в год. Другим условием было проведение коренной реконструкции как станционных, так и линейных сооружений МГТС, бывших к началу XX в, почти сплон1ь воздушными.

Присоздании проекта станции специалисты шведской фирмы «Л.М. Эриксон» использовали опыт строительства аналогичной станции в Стокгольме — она считалась самой лучшей по оборудованию. Но московская её превзошла В 1904 г. закончился монтаж первой очереди (зала «А») на 12 ООО номеров.

Одновременно с реконструкцией станционных сооружений строились подземные кабельные линии. На магистральных направлениях прокладывались многоотверстные бетонные трубы, причём такого качества, что до сих пор не только сохранились, но и находятся в рабочем состоянии.

От революции до войны

События 1917 г. отразились на Центральной телефонной станции самым печальным образом. «Почта, телефон, телеграф...» В результате ожесточённых боев она пришла в состояние, не подлежащее восстановлению. Тем не менее через девять лет уже ничто не напоминало о многочисленных повреждениях. Л к 1930 г. в Москве были введены в строй 14 подстанций при ёмкости каждой от 100 до 1000 номеров.

Особое место в музее МГТС занимает фрагмент автоматической телефонной станции машинного типа. Она — не просто «старушка», а мировая

знаменитость: первой такого типа в Москве построена в 1930 г и последней в мире «отправлена на пенсию». В 1998 г., в период демонтажа, эта станция под индексом 231 была занесена в Лондонскую книгу рекордов Гиннесса за самый долгий трудовой стаж — почти 68 лет. Поразительно, но она работает до сих пор, теперь уже в музее.

Проверка на прочность

К 65-лстнему юбилею Победы в музее открылась новая уникальная экспозиция, посвященная московскому телефону военных лет. За каждым её экспонатом стоит опыт преодоления экстремальных трудностей тяжелейшего периода отечественной истории.

Максимального накала напряжение достигло 22 июля 1941 г. — в этот день было рекордное количество звонков. Связистам казалось, что разом включились в работу все 167 тысяч номеров, все линии междугородной, телеграфной, радиотрансляционной и других видов связи. АТС должны были перс-горсть, выйти из строя... Но и люди, и техника выдержали нагрузку.

Впрочем, в дальнейшем легче не стало. Штат резко сократился: мужчин мобилизовали, женщин с детьми эвакуировали. Оставшиеся работали за двоих, да ещё под налётами и бомбёжками.

Л они начались сразу же — первая воздушная атака в ночь с 21 по 22 июля продолжалась 3,5 ч. Немцы знали, что бомбить. В первую очередь жизненно важные технические объекты — подстанции, мосты, вокзалы, шлюзы... И подходили к этому творчески. Например, чтобы разрушить гидроузел на Большой Ордынке, сбрасывали не только бомбы, а и торпеды, которые подбирались к сооружению по воде. Повреждения линий связи учащались с каждым днем.

Столица ответила оперативно. Создали бригады и команды разного профиля — аварийно-восстановительные, пожарные, противовоздушные, санитарные. Прообраз служб МЧС.

Телефонные будки стали стальными, но и сталь помогала не всегда. Так, однажды фугасная бомба попала прямо в колодец и разорвала телефонный

wv/w.tec hnlcomolode2hi.ru

.О.;" ••

Т * ft*

A ЛЧ