Техника - молодёжи 2011-03, страница 14Технология творчества ZOTI №03 ТМ стезе и решил показать себя ван Меегерен - по сути, он собирался создать всю библейскую живопись Вермеера. Сначала Хан как бы привыкал к манере старого голландца, создавая небольшие картины в его стиле. Он использовал лица и предметы с известных работ Вермеера, но помещал их в новые композиции. И вот, наконец, он понял - настал день приступить к картине на библейский сюжет. Эта работа получила название «Христос в Эммаусе», на ней изображён Христос, преломляющий хлеб на столе, за которым сидят два его ученика. Лицо Сына Божьего ван Меегерен написал с натуры — с нищего бродяги итальянца. Более четырёх лет ушло у художника на создание этого полотна, только непосредственно её письмо заняло более семи месяцев. Весной 1937 г. «шедевр» был окончен, оставалось лишь сделать подпись. Только подделка подписи - преступление, всё, чем до этого занимался ван Меегерен, не выходило за рамки закона. Немного поколебавшись, он сделал одну из классических монограмм-подписей Вермеера. После состаривания картины и детальной проработки легенды о том, как она была найдена в одном из замков в Италии, наступило время получить сертификат её подлинности от Абрахама Бреднуса. Картину ему отправили с посредником, знакомым ван Меегерена доктором Бооном. Боон и Бредиус встретились в Монако. Через два дня последний выдал заключение-сертификат: «эта славная работа Вермеера, великого Вермеера Дельфтского... Композиция, экспрессия, цвет - всё сплавлено воедино, создавая синтез высочайшего искусства, великолепной красоты». Благодаря этому, в конце 1937 г. «Христос в Эммаусе» был назван «открытием века» и продан богатому судовладельцу ван Бойнингену за 520 тысяч гульденов. Позднее он передал это полотно в один из крупнейших музеев Голландии в Роттердаме. Будучи выставлено в отдельном зале на выставке, посвящён-ной юбилею королевы, оно привело в восторг сотни специалистов и тысячи простых любителей живописи. Картину стали считать чудом живописи и лучшим творением Вермеера. Она тиражировалась сотнями тысяч экземп ляров в виде репродукций, календарей, открыток и спичечных этикеток. Воодушевлённый такой удачей и поняв, что напал на золотую жилу, ван Меегерен подделал картину художника XVII в. Питера де Хооха сразу аж в двух экземплярах. Один из них он продал всё тому же ван Бойнингену за 220 ты и гульденов. Разбогатев, художник приобрёл виллу в Ницце и погрузился в пучину роскошной жизни. Однако очень скоро деньги кончились, и ван Меегерену снова пришлось взяться за кисти. Накануне Второй мировой войны он создаёт новую картину Вермеера «Тайная вечеря» и покидает Францию. Уже в Голландии он пишет «за Вермеера» «голову Христа». Эти два «Вермеера» и второй экземпляр картины де Хоока были проданы за 2 млн 300 тыс. гульденов. Две трети суммы поступили на счета ван Меегерена. Художник тем временем явно вошёл во вкус. В 1941 г. он нарисовал ещё двух «Вермсеров». Это полотна «Исаак, благословляющий Иакова» и то самое многострадальное «Христос и блудница». Надо сказать, что последняя работа попала в руки Геринга против желания Меегерена. Он настойчиво просил своего агента не дать ей попасть в руки нацистов. Но тот не послушал его и рассказал о картине баварскому банкиру Мидлю, а тот, в свою очередь .куратору личной коллекции Геринга Вальтеру Хоферу, который вцепился в неё мёртвой хваткой. Однако вполне насладиться полуто-рамиллионным гонораром Меегерену не удалось. В 1943 г. в ходе денежной реформы при обмене тысячных купюр у него две трети этой суммы было попросту конфисковано. Пришлось опять брать в руки кисть. Последним Вермеером Меегерена стала картина «Омовение ног». Её у художника купил Рейксмузеум Голландии за 1 млн 300 тыс. гульденов. В самом начале 1945 г. на эти деньги он купил особняк в Амстердаме, где через несколько месяцев и был арестован. Вся жизнь Хана ван Меегерена кажется фантастикой. Ну как мог один человек более 10 лет морочить головы всем мировым экспертам? Конечно, для этого недостаточно одного только художественного таланта. Меегерен сумел разработать свою особую технологию написания картин в стиле мастеров прошлого и придумал свой метод состаривания полотен. «Творческая кухня» ван Меегерена Приступая к подделке своего первого Вермеера, Меегерен понимал, что ему нужно будет придать полотну исторически достоверный вид. Причём работать над ним придётся не только после написания картины, но и на протяжении всего процесса её создания. Поэтому изначально художник добыл старый холст среднего размера на старом же подрамнике с сильно повреждённой живописью, но с хорошо сохранившимся грунтовым слоем, покрытым от времени трещинками - кракелюрами. Затем он полностью отчистил холст от краски и нанёс своё изображение на старый грунт в технике многослойной живописи мастеров XVII в., причём красками, изготовленными по тогдашней рецептуре. Суть этой работы заключалась в следующем. Рисунок, выполненный на бумаге, переносят на холст, не продавливая и не царапая его. Далее изображение оттушёвывают прозрачной коричневой краской, получая так называемый гризайль. Его потом прописывают белой и чёрной прозрачными красками методом лессировки. При этом необходимо следить, чтобы коричневая подготовка и грунт просвечивали повсюду. Затем начинают работать различными тонкими локальными цветами. Так, для изображения человеческой кожи составляют особый ТОн: для женской кожи светлее, для мужской - темнее. В ходе всей работы Меегерену необходимо было учитывать индивидуальную манеру копируемого им художника. Число красочных слоёв у Вермеера иной раз доходило до шести. Между некоторыми из них наносился прозрачный лак. Все эти особенности письма присутствовали и на полотнах Меегерена, когда он подделывал Вермеера. Нередко фальсификатор «писал картины и за других старых голландцев», в этих случаях он соблюдал присущие им особенности в технологии живописи. Необыкновенный эффект объёмности и тонкая передача пространства у старых мастеров получается за счёт 12 |