Техника - молодёжи 2011-07, страница 23

Техника - молодёжи 2011-07, страница 23

ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ I №934 I ИЮЛЬ2011

бионанофизика 21

До 1945 г. было выпущено более 30 тыс. экземпляров «Энигм» разных модификаций. Так что же представляла собой эта шифровальная машина? Внешне она очень походила на обычную печатную машинку. Внутреннее же устройство её конечно было совсем другим. Наиболее распространённой считается так называемая трёхдисковая «Энигма». Такое название она получила из-за того, что в неё устанавливалось три шифровальных диска из восьми, поставлявшихся в комплекте к ней. С некоторыми упрощениями процесс её работы был примерно таков. Введя начальные установки на коммутационной панели (это делалось соединением при помощи проводов со штекерами нужных электроцепей, как на аналоговой вычислительной машине) и выставив в определённое положение диски, шифровальщик просто печатал текст сообщения на клавиатуре, получая на выходе готовую шифровку (хаотичный набор символов), которую потом передавали по радио обычной азбукой Морзе. На «другом конце» принявший радиограмму шифровальщик с учётом тех же начальных установок печатал на клавиатуре полученный набор символов, получая на выходе исходный текст. На раннем этапе войны в начало каждой шифровки впечатывался специальный индивидуальный код, по которому принимающий шифровальщик мог определить начальные установки «Энигмы» отправителя. Но потом немцы отказались от этого и использовали общие начальные установки, которые меняли через определённое время. Их шифровальщики получали в виде так называемых таблиц начальных установок.

Несмотря на простоту самого принципа машинного шифрования, «Энигма» была сложным устройством. Её конструкция предполагала 60 вариантов размещения шифровальных колёс, а для каждого из них было 17576 вариантов положений. А если при этом использовался и коммутатор, то число возможных вариантов последовательностей уже равнялось 150000000000000. Общее же

Изобретатель «Энигмы» Артур Шербиус

число возможных положений с учётом запасных дисков составляло 159000000000000000000. Цифры впечатляющие, не правда ли? Естественно, что немцы посчитали «Энигму» практически невзламываемой. А ведь была ещё и военно-морская «Загадка» с четырьмя дисками!

К началу Второй мировой войны немцы продолжали верить в неуязвимость своей системы шифрования. Но, тем не менее, многие шифрограммы «Энигмы» были прочитаны противниками Германии ещё до 1 сентября 1939 г.

ПОЛЬСКАЯ «БОМБА»

Больше всех германской секретной перепиской ещё до прихода к власти Гитлера интересовались англичане. Их, видимо, впечатлил опыт Первой мировой войны. Перспектива проникать в замыслы потенциального противника настолько их манила, что они не жалели денег на взлом немецкого шифра. Однако первых успехов во взломе «Энигмы» добились вовсе не они!

Обычно британцы преподносят взлом немецкой «Загадки» как решение некой сложной логической задачи, с которой блестяще справились гениальные английские математики — выпускники Кембриджа. Это верно лишь отчасти. Дело в том, что взломать германскую военную «Энигму» чисто аналитическими и вычислительными методами было

невозможно, поскольку, имея в руках только шифрограммы, нельзя было определить механическое устройство самой машины и её электросхему, даже при наличии, например, коммерческого варианта одноимённого шифровального устройства. Иными словами, прежде чем приступить непосредственно к расшифровке немецких радиограмм, необходимо было построить точную копию именно той «Энигмы», которая использовалась германскими армией и спецслужбами. А эту задачу решить можно было, как казалось англичанам, только одним путём — достав экземпляр машины или её чертежи. Однако без этого сумели обойтись... поляки!

Летом 1931 г. агент французской разведки Лемуан завербовал 43-летнего сотрудника шифровального бюро Министерства обороны Германии Ганса Шмидта, а осенью сумел получить от него копию руководства по эксплуатации к шифровальной машине «Энигма». К разочарованию Лемуана французские криптографы посчитали этот документ не представляющим ценности, ведь он не давал понятия об устройстве машины, а только объяснял, какие операции должен осуществлять работающий на ней шифровальщик. Французы не придумали ничего другого, как предоставить этот материал польскому шифрбюро, которое уже давно пыталось научиться читать немецкую секретную переписку.

В декабре 1932 г. инструкция попала в руки к молодому сотруднику шифрбюро Мариану Режевскому, который, используя только её, сумел воссоздать электрическую и кинематическую схемы «Энигмы». После этого фирма «АВА», выполнявшая различные заказы польской разведки, изготовила точную копию «Энигмы». Используя её, криптографы Режевский, Розицкий и Зыгальский разработали так называемый характеристический метод вычисления начальных установок. С помощью него поляки долгое время весьма успешно читали шифрованные немецкие сообщения.

www.technicamolodezhi.ru