Техника - молодёжи 2011-07, страница 24

Техника - молодёжи 2011-07, страница 24

22 антология таинственных случаев ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ I №93Л I ИЮЛЬ2011

Мариан Режевский

В сентябре 1938 г., после того как немцы внесли существенные изменения в процедуру шифрования, характеристический метод оказался непригодным. Но поляки взамен придумали два новых способа — взлом с помощью перфокарт и взлом с помощью «Бомбы». Второй метод оказался самым эффективным. По сути польская «Бомба» представляла собой шесть соединённых вместе «Энигм», которые методом перебора искали начальные установки. Но на этот раз лафа для поляков закончилась ещё быстрее. В начале 1939 г. немцы изменили методику соединения электроцепей на коммутационной панели шифровальной машины и добавили в её комплект два сменных дополнительных диска. Сотрудники шифрбюро так и не успели до нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. переделать свою «Бомбу» с учётом этих изменений. Однако в июле 1939 г. они поделились частью своих наработок в области взлома «Энигмы» с французами и англичанами.

В Британии заниматься дешифровкой немецких сообщений начали незадолго перед этим. В Букингемпшире было создано специальное подразделение Правительственной криптографической школы, получившее название Блетчли-Парк по названию поместья, где разместилась новая организация.

ВЗЛОМЩИКИ ИЗ БЛЕТЧЛИ-ПАРКА

Получив в свои руки наработки шифрбюро, англичане были возмущены — оказывается, поляки уже не один год читают секретную германскую переписку, но не сочли нужным поделиться своими достижениями с союзниками. Несмотря на это, британские криптографы стали активно применять польские рецепты. Впервые прочитать старую немецкую шифровку им удалось в январе 1940 г., подобрав начальные установки с помощью перфокарт. Однако этот метод был довольно трудоёмким, и сотрудники Блетчли-Парка с нетерпением

Ежи Розицкий

ждали изготовления первой английской «Бомбы». Это радостное для них событие произошло в марте 1940-го. Но теперь нужно было ещё усовершенствовать прибор с учётом изменений в способе шифрования, кои немцы внесли в 1939 г. Модернизацию «Бомбы» произвёл молодой математик Гордон Уэлчмен. Этот усовершенствованный образец получил название «Паук». В августе 1940 г. «Спайдер» впервые сумел определить начальные установки для трёхдисковой «Эниг

мы». По сути, на этом её взлом и был завершён, ведь в дальнейшем англичане довольно оперативно определяли часто менявшиеся начальные установки и читали немецкие шифрограммы. Тем не менее самое интересное в работе взломщиков из Блетчли-Парка только начиналось.

Если трёхдисковая «Энигма» для британцев перестала быть загадкой, то с её военно-морской четырёхди-сковой модификацией, в комплект которой входило восемь дополнительных сменных дисков, у них ничего не получалось. Причина этого была всё та же — криптографы не знали ни кинематической, ни электрической схемы этой машины! Англичанам требовался либо экземпляр самой четырёхдисковой «Загадки», либо подробная документация по ней.

В 1940 г. в руки криптографов из Блетчли-Парка попали несколько дисков от военно-морской модификации «Энигмы», но они не стали ключом к её взлому. У Туманного Альбиона не было своего Марианна Режевского. Только в мае 1941 г., повредив немецкую подводную лодку U-110 в Атлантике, англичане захватили на ней работающий экземпляр четырёхдисковой «Энигмы».

Вскоре британцам удалось прочитать несколько радиограмм, зашифрованных немецкими моряками. И, тем не менее, дела у криптологов обстояли не столь уж хорошо. Четы-рёхдисковая машина была существенно сложнее трёхдисковой и не всегда поддавалась взлому. В итоге англичанам удавалось читать немецкие

Генрих Зыгальский