Техника - молодёжи 2011-07, страница 48

Техника - молодёжи 2011-07, страница 48

Lb Смелые ГИПОТеЗЫ ТЕХНИКА-МОЛОДЁЖИ |№93Д|июль2011

мышление — сборку «мыслительного пазла» и даже полностью блокирует его.

Таким образом, для определения разумности исчерпывающим представляется использование всего двух категорий: сознания и мышления, совместное существование которых можно назвать полноценной разумностью. Разумеется, полноценная разумность отнюдь не означает способности к полноценному мышлению, т.е. к высокой вероятности принятия адекватных решений и понимания сложных явлений. На основании вышесказанного может быть лишь построена уровневая система проявлений разумности, использующая единую терминологию: нижний уровень — «разумность» некоторых животных как наличие единичных и случайных проявлений, похожих на сознание; следующий уровень — разумность как регулярное проявление элементов сознания;

ещё один уровень — разумность как наличие непрерывных проявлений сознания;

высшие уровни — простейшее, обычное и развитое мышление как возрастающие способности оперировать элементами сознания.

Но в любом случае способность к сознанию является единственной и обязательной базовой составляющей разумности любого уровня. Точно так же, как отдельные осмысленные звуки являются обязательной базовой составляющей речи любого уровня сложности. Поэтому для суждения о принципиальном наличии разумности достаточно констатировать существование механизма, обеспечивающего способность к сознанию.

СЕНСОРНАЯ ПРИРОДА СОЗНАНИЯ

Сознание, как следует из вышеизложенного, заключается в способности как бы разбивать внешний мир на бесконечное количество осколков, частей, фрагментов и образовывать в мозгу их «образы», идентифицируемые с этими фрагментами. Но на вопрос, поставленный в начале статьи,

«в чём заключается природа разумности», т.е. что собой представляет механизм появления «образов» — механизм сознания, ответа так и нет. На помощь снова может прийти аналогия с речью и несколько общепонятных соображений.

Контакт любого организма с внешней средой осуществляется с помощью так называемых органов чувств, которые также называют сенсорными системами. В журнале «Вестник РАН» отмечается: «Сенсорные системы, или органы чувств (в старой, более известной терминологии), обеспечивают организм информацией об окружающем мире и внутреннем состоянии самого организма. По существу, органы чувств способны воспринимать и преобразовывать сигналы трёх модальностей: электромагнитные поля в видимой (зрение) и инфракрасной (температурная чувствительность) областях спектра; механические возмущения — звуковые волны (слух), силу тяжести (гравитационная и вестибулярная чувствительность), механическое давление (осязание); химические сигналы — обнаружение веществ в жидкой фазе (вкус) и в газовой фазе (обоняние)». Т.е. констатирован общеизвестный факт, что у всех живых существ достаточно высокого уровня сложности, в том числе и у человека, шесть органов чувств: зрение, слух, вестибулярная система, вкус, обоняние и осязание. Звуковая

чувствительность, в частности, связана с упругими колебаниями во внешней среде, воспринимаемыми слуховыми рецепторами, которые, в свою очередь, формируют внутренние электрические сигналы, порождающие в мозгу звуковые ощущения. Последние автоматически сопоставляются с ранее образованными условными смысловыми шаблонами (паттернами), что идентифицирует возникшие звуковые ощущения с конкретными источниками колебаний во внешней среде. Почти ту же логическую схему можно приложить для описания природы сознания. Для этого надо предположить опосредованное влияние внешних сигналов одной из перечисленных выше модальностей на гипотетические «рецепторы разумности», в которых формируются электрические сигналы, порождающие в мозгу человека различные ощущения, которые идентифицируются с внешними предметами. Эту способность к идентификации возникающих ощущений, чувств, с объектами внешнего мира — и называют сознанием. Т.е. субъективно сознание — это ощущение, чувство! Или, если использовать принятую терминологию, можно сказать, что сознание — это сенсорная система. Это предположение не противоречит ни экспериментальным фактам, ни законам природы, но зато качественно объясняет происхождение сознания, сводя его до положения ещё одного органа чувств.