Техника - молодёжи 2011-07, страница 49

Техника - молодёжи 2011-07, страница 49

ТЕХНИКА - МОЛОДЁЖИ I №934 I ИЮЛЬ2011 бионанофизика 7

Если продолжить аналогию, то подобно тому, как из отдельных звуков формируется связная речь, из отдельных ощущений — осмысленных «образов»-ощущений формируется «сложное ощущение» — связная картина процесса или явления. «Сложные ощущения» и являются мыслями, которые, в свою очередь, сливаются в непрерывный процесс, называемый мышлением! Так же, как звуки отдельных инструментов сливаются в слаженное звучание оркестра. Т.е. мышление — также ощущение, точнее — сумма ощущений, и уровни разумности отличаются друг от друга лишь степенью их интенсивности, продолжительности и сложности, а не принципом. Т.о. разумность в целом является органом чувств, сенсорной системой. Поэтому человек, в отличие от других животных, обладает не шестью, а семью органами чувств: зрение, слух, вестибулярная система, вкус, обоняние, осязание и разумность. Именно наличие дополнительного седьмого «органа чувств» — разумности и выделяет человека из остального животного мира! Из этого, в частности, следует, что никаких «разных ментальностей» или «типов мышления» — гуманитарных, естественных, расовых или

Разум есть способность обобщать и обмениваться обобщением (Александр Попов)

этнических в природе не существует, если не считать обычных неспецифических природных флуктуаций, неизбежных для любых природных образований. Точно так же, как музыкант и молотобоец или эфиоп и алеут способны воспринимать звуковые колебания только в одном и том же диапазоне частот при помощи одинаково устроенных органов слуха. Есть лишь случайные влияния в детстве, которые и определяют разные уровни и особенности формирования в целом одной и той же потенциальной способности к разумности. Вплоть до того, что разумность может достигать уровня гениальности или

вообще не появиться. О последнем свидетельствуют достоверные случаи обнаружения звероподобных человеческих особей, лишённых разумности, потому что они были похищены животными в младенчестве и поэтому выросли без человеческого влияния.

Разумеется, всё вышеизложенное является только общей гипотезой, в которой высказано предположение о природе разумности, а по поводу мышления приведены лишь параллели с пазлом или оркестром. Вместе с тем надо отметить, что дальнейшее сравнение свойств «органа чувств слуха» (речевого аппарата, формирования и восприятия осмысленной речи и т.д.) со свойствами «органа чувств разумность» приводит к выводу о схожести многих экспериментально наблюдаемых проявлений. А т.к. исследования в области формирования и восприятия речи являются гораздо более продвинутыми и достоверными, то наблюдаемая схожесть едва ли является случайной.

СЛЕДСТВИЯ

Высказанное предположение о том, что разумность — орган чувств, в случае его истинности предполагает три главных следствия. Первое связано с необходимостью изменений в направлениях биофизических и биохимических исследований разумности и, главное, в интерпретациях получаемых результатов. До настоящего времени все экспериментальные исследования сводятся к попыткам обнаружения корреляций (не причинных связей!) между проявлениями практически не понимаемой разумности и деталями биохимических процессов в нервной системе и мозгу. Это бесперспективный путь, приводящий лишь к накоплению огромных массивов данных, которые, строго говоря, либо вообще непонятны, либо их невозможно достоверно и однозначно интерпретировать и связать в рамках некоторой общей концепции... просто ввиду её отсутствия. Гипотеза о том, что разумность представляет собой орган чувств, вид ощущения, может стать основой такой концепции природы разумности.

Второе следствие не оставляет сомнений в ранее известном выводе, что никаких «разных ментальностей» или «типов мышления» — гуманитарных, естественных, расовых или этнических в природе не существует, если не считать обычных неспецифических природных флуктуаций, неизбежных для любых природных образований.

Третье следствие связано с выводом о несформированности и примитивности массовой разумности, как истинной причине кризисного состояния цивилизации. Действительно, справедлива последовательность: разумность -^стимулы поведения конкретные поступки состояние общества. Т.е. положение дел в любом общества определяется уровнем массовой разумности (при прочих равных условиях). Но если разумность представляет собой лишь вид чувствительности, то из этого следует её незапрограммированность и чрезвычайная лабильность, т.е. полная зависимость от среды формирования. При стихийном формировании — а именно так и происходит, разумность ограничивается образованием случайных «образов» и простейших форм мышления, определяя тип массовой разумности и всё дальнейшее поведение. Вопреки распространённому заблуждению следует и другой неутешительный вывод: непонимание, или использование надуманных причинно-следственных связей, неизбежно влечёт за собой представления далёкие от реальности, и, следовательно, ошибочные поступки со всеми вытекающими последствиями, а в худшем случае разумность не достигает даже уровня простейшего мышления, оставаясь практически ограниченной лишь способностью к сознанию. Эти утверждения могут оказаться решающими для понимания условности и даже неадекватности многих общецивили-зационных реалий, ныне считающихся закономерными, т.е. не зависящими от воли людей. И тогда коренному пересмотру должны подвергнуться все существующие принципы и практики воспитания и образования, пока понимаемые лишь как дрессировка, просвещение и профессионализация, за

www.technicamolodezhi.ru