Дом 1999-09, страница 15

Дом 1999-09, страница 15

* Матица — основная несущая балка, поддерживающая потолочный настил в деревянных постройках

** Поветь — второй этаж двора — хозяйственной части избы (прим. ред.)

*** Взвоз — наклонный бревенчатый помост, ведущий на поветь (прим. ред.)

его гораздо тяжелее. Но и прибывает сруб из таких бревен заметнее, да и теплее, поскольку толстый и меньше соединений, которые продуваются. Паз на таком бревне можно сделать шириной не 15 см, а гораздо больше без ощутимого ущерба для высоты сруба. Если паз сделан теслом, то его можно и не конопатить на таких бревнах. На трехметровый сруб надо 7 венцов по полуметру. Конечно, избы из таких бревен редко увидишь, но 30 см в отрубе и более - не редкость.

Изба из толстых бревен лучше держит тепло и широкие пазы не промерзают. Обшивали деревенские избы очень редко — на это требовался тес, а колоть и тесать доски очень трудоемко. Поэтому и рубили в обло.

Для матицы* лесину выбирали специально, чтобы она могла нести на себе очень большую нагрузку и имела соответствующие размеры. И никаких теплых полов и двойных перекрытий. На окосячкутоже использовали плахи, и все четверти и пазы выбирали топором. Делали это предки не случайно, так как очень хорошо знали, что для обогрева такой избы дров нужно меньше. Потому же и избы делали с низкими потолками и невысокими дверями, а порог, наоборот, делали высокий, чтобы снизить приток холодного воздуха из сеней в избу.

Рамы делали летние и зимние. Зимние осенью изнутри вставляли в косяки и проконопачивали, а весной вынимали. Для отвода воды делали желоб или вместе с нижним бруском рамы, или крепили к нему. Если изба — пятистенок, то зимой перебирались в меньшую половину, чтобы зря не жечь дрова. Кто вручную заготавливал дрова, тот поймет их. В очень морозные дни даже перебирались в зимовку.

В Тотемском районе Вологодской области краеведом В. Оси-повым был обнаружен простейший вид дома, сохранившийся с конца XVII века, - "клеть на стае". Простейший в плане сруб размерами 4x5 м поставлен на врытых в землю толстых столбах, плотно подогнанных к нижним венцам сруба. Образуемое под клетью помещение высотой 2,5 м со столбом посредине предназначалось для скота и птицы и называлось "стаей". Стенки этого помещения состоят из небольших бревен, забранных в пазы. Эта изба сохранила и древний прием устройства крыши, состоящей из двух рядов обрешетки. Верхний ряд, уложенный на боковые стенки, служит для покрытия тесовой кровлей, а нижний - для связки боковых стенок.

К разряду так называемого развитого дома можно отнести жилой дом И.В. Еремеева, построенный во второй половине XIX века в деревне Горка Грязовецкого района. Дом имеет семь стен, рубленных в обло, и является характерным для центральных и восточных районов Вологодской области типом усадьбы. Верхняя часть вместе с жилой избой поднята на подклеть. Из сеней направо две двери: одна в горницу - помещение для летнего проживания, а вторая - в избу. Налево также ведут две двери, одна — в кладовку, вторая — на поветь**. Со стороны улицы на поветь ведет взвоз***, по которому на лошади завозили туда сено. Под поветью двор для скота (сено на повети как утеплитель), а в подклети —хоз-помещения.

Конечно, время не стоит на месте и деревенские дома с тех пор значительно изменили свой облик. Подешевела доска - появились наличники, карнизы, причелины и прочее, но исчезли рубленые фронтоны. Подешевело стекло - появились веранды, мансарды. Изменилась и кровля. Исчезли лошади из личного хозяйства - исчезли и взвозы на поветь. Вместо них появились на повети двери для подачи сена. А в остальном деревенский дом остался таким же, не меняя своего функционального назначения. Изба, сени, двор обязательно, а остальное — по возможности. Конечно, горожане принесли много нового в облик дома, во внутреннее и наружное обустройство. Двор стал не нужен, а значит, и сени стали называться по-другому. Подклеть тоже стала не нужна. Да и ледники мало где остались.

Так каким же должен быть дом в деревне, чтобы в нем было тепло зимой, прохладно летом и куда горожанин мог приехать в любое время?

Современные проектировщики поступают просто - делают тепловой расчет и по его результатам выбирают конструкцию и отопление. Здесь учитывается все: толщина наружных стен и теплопроводность материала; количество окон, их размеры и конструкция; количество наружных дверей, материал и конструкция; толщина перекрытий и их материал; устройство подполья и чердака и многое другое. На основании этого рассчитываются коэффициенты теплопроводности и продуваемости и выбирается система отопления, ее тепловая мощность, чтобы поддерживать в помещении 20° С. Это та печка, от которой «пляшут» проектировщики.

Не думаю, что наши предки все это делали. У них был другой подход и основой его был метод подобия и отбора. Построили два дома. В одном тепло и комфортно, а в другом — колотун или печь надо топить непрерывно. Значит, другие копируют первый дом. Но поскольку принцип подобия на практике сложно выдержать на 100%, то мастер каждый раз вносит свое. То ли перекрытия сделал по-другому, то ли бревна иной толщины, то ли печь не такая, то ли в другом месте поставлена. И так веками изменялось, накапливалось, осмысливалось и делались соответствующие выводы. Менялись приемы строительства, размеры и устройство печей, их положение в избе. Словом, как бы сейчас сказали, вырабатывалась энергосберегающая технология.

Бревна брали потолще. Мастера знали, что мелкослойная древесина — плотная и прочная, лучше сопротивляется истиранию. Крупнослойная — более теплая, но менее износоустойчивая и менее прочная. Поэтому для столярки и конструкций, испытывающих большие напряжения, брали мелкослойную древесину. На