Дом 2005-02, страница 31следнии распространяется в прозрачной среде (например, в воздухе), то механические колебания рас-простра! 1яются и в других средах (упругих, твердых, жидких). А это значи i, что, например, бетонная плита, являясь (при низком КПЗ) отражателем звуковой волны, одновременно служит ее проводником (да еще и с огромной скоростью распространения). Чтобы лучше это понять, следует коснуться еще некоторых понятий строительной акустики. Шумы бывают разные Для начала поставим еще одну точку над i. До этого мы говорили о звуке, го есть механических колебаниях, распросграняющихся в различных средах. Закономерный вопрос: так что же такое шум? Политехнический словарь дает такое определение этому явлению: «Шум» — совокупность многочисленных звуков, быстро меняющихся по частоте и силе...». С практической точки зрения шумом называется неприятный и негармоничный звук, который при высокой интенсивности может вызвать нарушения физиологической деятельности человека, стать причиной стресса и нервного расстройства. Другими словами, шум — это то, что мы не хотим слышать. В строительной акустике различают два вида шума: возникающий и распространяющийся в воздухе («воздушный» шум) и возникающий непосредственно в материалах ограждающей конструкции от механического воздействия («ударный» шум). Поясним это на простом примере. Положим, вы хлопнули в ладоши. Что при этом произошло? Возникли звуковые колебания, сопровождающиеся периодическими сжатиями и разрежениями воздуха. Это и есть так называемый «воздушный» шум. 10 20 А А 2 2 s е со <о 50 100 200 500 1000 А А sesj О Е;1Г> О СМ 5"- £ з" ё i"10 CL 3 Рис. 1. * График зависимости звукоизоляции от массы на различных частотах Что происходит далее? При столкновении звуковых волн с преградой (стена, перегородка или перекрытие) возникает вибрация элементов конструкции. При этом какая-то часть энергии волны отражается и поглощается, а остальное передается в соседние помещения. Из этого следует очевидный вывод: чем больше энергии волны поглотится в том помещении, где звук произвели, тем меньше шума проникнет в соседнее помещение. Как же добиться максимально возможной степени звукоизоляции от «воздушного» шума? Специалисты-акустики выделяют три основных способа ослабления звука: за счет массы, за счет поглощения и за счет герметизации. Итак, первый способ — масса. Что здесь имеется в виду? Хотя в теории строительной акустики существует довольно много нелогичных с точки зрения здравого смысла выводов и неявных особенностей, попробуем разобраться и в этом. Что же происходит при столкновении звуковой волны с ограждением? Волны «воздушного» шума как бы раскачивают ограждение, вызывая соответствующие по частоте колебания воздуха в соседнем помещении. Чтобы противостоять этой акустической «раскачке», ограждения должны быть достаточно массивными. На рис. 1 приведены значения звукоизоляции перегородок из различных материалов в зависимости от их массы при различных частотах. В частности, из графика следует, что перегородка весом 100 кг/м2 имеет изоляционную способность от звука частотой 500 Гц, равную 40 дБ. Если эту массу удвоить, значение звукоизоляции увеличится примерно на 4 дБ. Следует заметить, что при определенной частоте, называемой «критической». в однородной панели (а именно для таких перегородок действует «закон о массе») образуется «дыра» в звукоизоляции (потеря звукоза-щитных свойств). Причем, если эта «дыра» находится в диапазоне частот, хорошо улавливаемых человеческим ухом, — разговор, музыка и пр., то звук через препятствие проходит практически без искажений. Значение «критической» частоты зависит от материала преграды (см. табл. 1). Для примера отметим, что для традиционных строительных материалов (бетон и кирпич) «дыры» в звукоизоляции при «критической» частоте могут составлять от 6 до 10 дБ. Такие материалы, как свинец, резина или современный специальный материал, называемый полимерным свинцом, обладающие высокой рассеивающей способностью, не имеют акустических «дыр» в слышимом диапазоне частот и подчиняются закону о массе. Имен- ТАБЛ. 1. ЗНАЧЕНИЯ «КРИТИЧЕСКИХ» ЧАСТОТ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ ТАБЛ. 1. ЗНАЧЕНИЯ «КРИТИЧЕСКИХ» ЧАСТОТ НЕКОТОРЫХ МАТЕРИАЛОВ
1 о «Дом» 2'05 |