Дом 2010-09, страница 42вредно? Ведь обе официальные физиотерапевтические процедуры финских саун (вывод с потом неких ^шлаков» и закалка ооганизма путём контрастного охлаждения после экстремального нагрева) как раз наиболее характерны именно дгя кочегара паровоза, но редкий кочегар может похвастаться «целебностью*» своего рабочего места. Так в чём же заключается загадочная и влекущая «энергетика» бань: в воде, в тепле или в их сочетании? Или, может быть, в поте? Ведь финн М. Ааланд в своей известной книге «Пот» назвал басгу v сауну «^потоиог баней». Но почему тогда баста в Швеции, потеряв первоначальную функцию, вдруг стала рождественским обычаем, символом праздника? Почему шведская газета в 1776 году удивлялась на финнов: «эти упрямые люди думают, что их сауна является разновидностью святыни и предметом поклонения»? Почему и россияне всегда считали баню «праздником души и тела»? 01вет здесь может быть только один: «Сандуны» являются дворцом чистоты, а не царством тепла». Самая убегая банька с оазвалившеГюя печкой и с земляными полами способна порой обладать такой «взрывной энер^тикои» очищения, которая «не снилась» лошёной, у топающей в ооскоши элитной сауне. где зачастую немыслимо даже побриться. И только потому, что банька «моет», а сауна — лишь огреет». Сауна «лечит душу* красотой, а баня — наслаждением и удовольствием очищения. Может быть, мы невольно запутываем читателя, не уточняя каждый раз, о какой сауне идет речь — с прежней или о нынешней. Но это — не наша вина. Финны сами должны нам чптко сказать, что такое сауна. Этот же упрек, к сожалению, мы можем обратить и к себе самим. Пар и тот зачастую лучше характеризует в наших умах русскую баню, чем банальное мытье. С 1877 по 1911 год в России было защищено более 30 медицинских диссертаций. доказывающих целебное действие бань, где утверждалось, что потение и здоровье — фактически синонимы. Но если вы начнёте расспрашивать российских северян (поныне не знающих ни ванн, ни душей), что они делают в бане — моются или парятся, вы не добьетесь вразумительного ответа. «Моемся- паримся» — таков будет ответ, поскольку и потг и пар. и мытьё в бане неразрывно связаны и именно в соуо-купности образуют саму суть бань. Баню (мытье) любят не за то, что она — баня, а за то, что она — «в пару и в поту», а также за то, что она — приятна и желанна. Но как же мотло так случится, что многие россияне сейчас вполне искренне полагают, что не только финская сауна, но и русская баня — ото скорей жара, нежели мытьё? В основе таких убеждений лежат обычные бытовые издержки структурно й классификации. Представим себе бесхитростно любой мытейный объект (баню, ванну, душ) как комбинацию четырёх зон: раздевалку. моечную, горячую зону (для первичного прогрева или для подогревов, если человеку вдруг стало холодно) и холодную (для охлаждения тела, если человеку стало жарко). Горячая и холодная зоны (на! рее и охлаждение, жара и холод) — это стандартные элементы принципа теомоста- тирования В обычной квартирной ванной комнате все зоны объединены в одном помещении: где раздезаются, там и моются, а иоду, которой моются, можно быстро сделать и погорячее, и похолоднее. В древней паровой бане все зонь: тоже были объединены: где располагался о^аг — шм и разденались. и мылись, подогревая помещение поливом воды на раскаленные камни и охлаждая помещение распахиванием входной двери. Но бывало, что б городах в дешевых банях в XV1IHQX веках оазде-вались, охлаждались и даже перой мылись в мороз зимой на улице, предварительно прогревшись как следует в парной. В этом случае можно заключить, что парная — это и есть баня, поскольку иных строений нет. Но ведь есть банный двор — особая зона для оаздевания. мытья и охлаждения. С^ало быть, в действительности совокупность парней и банного двора и составляет баню В XIX веке приличные \ ородские бани уже имели все четыре зоны раздельными: грелись в «термокамере» (в парной или, например, в горячей ванне — кальдарии), мылись в помывоч-ном отделении (где в целях гигиены тазы и черпаки могли заменяться душами), охлаждались в бассейнах (или год душем), раздеватись в специальных залах отдыха или «номерах», где предлагались иные услуги — парикмахерские, рестораны, биллиард и пр. Всё это вместе и составляло городскую баню (в европейском смысле слова) как мьпейный аквапарк. Видоизменяя же облик зон, можно получить всю совокупность многочисленных разновидностей мьггейных объектов. «Наиболее русские» бани имели парилки (с вениками для горяче! о мытья росой и i ютом) и моечные помещения с тазами. Если в моечном помещении устанавливали души и при этом снижали температуру так, что вне струи душа находиться долго с мокрой кожей было холодно, то такая баня по СНиПП-В. 11 -55 превращалась из классической русской в душевую баню. Если же в душевой бане парилку превращали в сухую кабину-термокамеру, то баня становилась современной сауной (с полной утерей элементов банного мытья) Ясно, что в быту (да и в коммунальном хозяйстве) никто никакой классификацией не занимается. Такие детали могут интересовать лишь конструкгоров новых бань. В рэзультате и возникают у дачников «настоящие русские бани с сухой парилкой, душем и комнатой отдыха», совсем неотличимые от современных развлекательных финских саун, Если есть хоть какая-нибудь «парилка», значит это баня — таков частый стеоеотип наших горожан. Это свидетельство того, что финское влияние на российское банное дело оказалось очень сильным. Тем не менее, ЗС миллионов россиян вынуждено мыться до сих пор только в банях И многие совсем не понимают, как можно баню «разрезать-» по-живому пополам: на тепло (сухую термокамеру) и на воду (душ). А это зиачит, что банные традиции в нашей стране еще живы (в отличие от Финляндии). Именно поэтому столь противоречивая Россия, ошеломленная иоскошью саун (и немало понастроившая их в последние годы в элитных коттеджах), прельщённая простотой саун (и понастроившая их в несметног/ количестве в строительных 42 «Дом» 9/2010 www, m aster-sam. ru
|