Юный техник - для умелых рук 1984-07, страница 4те конец пленки в щель и отпустите язычок запора. Проверьте, надежно ли закреплен конец пленки в замке. На фабрике пленку наматывают светочувствительным слоем внутрь, а подложкой наружу. Так же пленка должна быть намотана и на катушку. У боль-.' шинства фотоаппаратов кассета с пленкой располагается в аппарате слеза (если смотреть со стороны задней крыш-, ки), вверх углублением с перемычкой, а светочувствительный слой должен быть обращен к объективу. Наматывать пленку надо аккуратно и. плотно — иначе она не уместится в кассету, Оставьте ненамотанными 5—10 см пленки. Придерживая катушку правой рукой, чтобы пленка не размоталась, левой найдите корпус кассеты, Вставьте -в него катушку, пропустив оставшийся конец пленки в щель. Наденьте крышку кассеты и проверьте, плотно ли она-села. Только убедившись в этом, ее можно вынуть из мешка. Фотоаппарат заряжают на свету. Но это вовсе не значит, что эту операцию можно производить при ярком солнечном освещении. Если вам придется перезаряжать аппарат на улице, делайте это а тени. Процедура зарядки камеры подробно описана в инструкции. Добавим только: большинство камер типа «Смена» — двухкассетные. Пленка из подающей кассеты после каждого снимка перематывается на 1 кадр и поступает в такую же приемную кассету. После-съемки надо просто вынуть из фотоаппарата приемную кассету с отснятой пленкой. Е таких аппаратах конец пленки нужно обрезать, как показано на рисунке 3, и вставить во вторую кассету. Фотоаппараты других типов, а также' некоторые модели «Смены» снабжены обратной перемоткой. В них пленка при съемке поступает на приемную катушку, а когда вся пленка отснята, ее перематывают обратно в кассету с помощью головки обратной перемотки. ^ Если у вас камера с одной кассетой, чо время съемки обязательно проследите, чтобы при переводе кадра вращалась головка обратной перемотки. Это признак того, что зарядка произведена правильно и ппенка транспортируется. Закончив зарядку камеры, установите счетчик кадров на «О». {В некоторых фотоаппаратах такая установка осуществляется автоматически.) Аппарат готов к съемке. Рисунок 3 УПРАВЛЕНИЕ ВЫДЕРЖКОЙ Пленка, которую вы зарядили в аппарат, покрыта светочувствительным слоем. При освещении в этом слое происходят химические изменения. Эти изменения станут видимыми, если погрузить пленку в раствор проявителя. Те участки пленки, на которые попал свет, потемнеют. Причем чем больше попало света, тем больше степень потемнения. Если свет попал сразу на всю пленку, то она почернеет сплошь или, как говорят фотографы, засветится. Экспозиция — это процесс разумного засвечивания пленки через объектив. Света на пленку должно попасть столько, чтобы в светочувствительном слое успели произойти достаточные химические изменения, но и не слишком много, чтобы она не почернела чересчур. Регулировать поток света, попадающего на пленку, можно при помощи выдержки, то есть времени, в течение которого должен быть открыт затвор. Чем ярче освещен объект съемки, тем короче должна быть выдержка. Десятые и сотые доли секунды, конечно, трудно отмерять вручную — это сделает за вас автоматический затвор. На шкале выдержек современного фотоаппарате выгоавирован ряд чисел: 1000, 500, 250, 125, 60, 30, 15, 8, 4, 2... Числа эти —■ знаменатели дробей, обозначающих доли секунды: например, 60 соответствует 7бо доле секундь!. Кроме того, на шкале выдержек имеется положение «В», в котором затвор остается открытым до тех пор, пока мажата спусковая кнопка. Таким образом более продолжительные выдержки, is несколько секунд, можно отмерять вручную. Рисунок 1 ШК4Л А ВЫДЕРЖЕК \ШЛА ГЛУБИНЫ. £Л\ РЕЗКОСТИ Ш/Ш расстояний жаАА ДИЛТ>Р,4ГЛ1Ь£ Зарядка фотоаппарата «Смена». '— приемная кассета; 2 — рукоятка пзремотки пленки; 3 — пленка; 4 — зубцы шестеренки счетчика кадров; 5 — кассгтв с пленкой. УПРАВЛЕНИЕ ДИАФРАГМОЙ Вы посмотрели на шкалу выдержек ■цвоего фотоаппарата и заметили, что некоторых выдержек там нет. Скажем, «Смена» имеет автоматические выдержки от '/15 до 4sso (рис. 1)- Выходит, в солнечный летний полдень, когда очень много света, «Сменой» снимать нельзя? Не беспокойтесь, количеством света, попадающего на пленку, можно управлять еще одним способом — при помощи диафрагмы. Диафрагма — это механическая заслонка, состоящая из многих лепестков, С ее помощью изменяют диаметр отверстия, через которое на пленку попадает свет из объектива. На шкале диафрагм (рис. 1) можно увидеть следующие числа: 1,4; 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22 (у «Смены» этот ряд короче — 4,5; 5,6; 8; 11; 16; 22;.^ Причем заметим — больший диаметр диафрагмы соответствует меньшему числу на шкале. Каждое последующее число больше предыдущего в 1,4 раза. Нетрудно подсчитать, что площадь отверстия при таком изменении диаметра уменьшается или увеличивается в 2 раза. Так сделано специально. Обратите внимание, и на шкале выдержек одно число отличается от другого тоже в 2 раза. И пленки различаются по чувствительности опять-таки на число, кратное двум. Все это сделано для того, чтобы в зависимости от возможностей вашего аппарата, конкретной необходимости вы могли, меняя выдержку, диафрагму, применяя пленку разной чувствительности, получать хорошие снимки. Поясним эти рассуждения на практическом примере. Допустим, данный сюжет надо снимать на пленку 250 единиц ГОСТа при выдержке Vsoo и диафрагме 8. А у вас в фотоаппарате пленка 65 единиц ГОСТа, а максимальная выдержка, которую может дать затвор, — Yaw. Что делать? Ставьте выдержку '/гзо, то есть на одну ступень больше, чем надо. Чтобы компенсировать излишнее (в 2 раза большее) количество света, надо бы на одну ступень передвинуть и рычажок диафрагмы. То есть вместо 8 поставить диафрагму 11. Но у вас в аппарате находится пленка в 4 раза меньшей чувствительности. Значит, она не только компенсирует излишнее (в 2 раза) количество света, но еще в 2 раза потребует увеличить экспозицию. В итоге выходит; при выдержке '/гво вам надо ставить диафрагму 5,6. Подробнее об этом мы еще поговорим. ГЛУБИНА РЕЗКОСТИ Что лучше: большее отверстие диафрагмы (например, 2,8) при короткой выдержке С/125) или, наоборот, маленькая диафрагма (16) при длительной выдержке ('А)? Короткая выдержка нужна, если вы снимаете движущиеся объекты — бегущего человека, мчащийся автомобиль или летящий самолет. Иначе изображение на пленке получится смазанным, размытым. С другой стороны, чем меньше диафрагма, тем больше глубина четко изображаемого пространства — глубина резкости. Представьте себе, что вы снимаете колонну на первомайской демонстрации. Первый ряд демонстрантов находится в трех метрах от вас, следую 4 |