Юный техник - для умелых рук 1984-07, страница 5

Юный техник - для умелых рук 1984-07, страница 5

щие ряды — в четырех, пяти... Что должен сделать фотограф, чтобы изображение всей колонны получилось четким? Навести резкость примерно на середину колонны и установить максимально возможную диафрагму — 11 или 16 (рис, 2),

Рисунок 2

Vfl \ЖI '->'Л ■Л SJ.! Ш >»: к'-

Глубина резкости — это расстояние между плоскостями, в которых расположены самые ближние и дальние объекты съемки, изображаемые на пленке с удовлетворительной четкостью. Глубина резкости целиком зависит от диафрагмы: чем большее значение будет установлена на шкале диафрагм, тем больше глубина резкости.

Как оценить глубину резкости в «Смене»? Для этой цели служит таблица глубины резкости, напечатанная в инструкции. Часто специальная маркировка глубины резкости наносится прямо на оправу объектива. Как ею пользоваться, тоже описано в инструкции к аппарату.

ЭКСПОЗИЦИЯ «НА ГЛАЗ»

Итак, в зависимости от освещенности, скорости движения объекта, необходимой глубины резкости, чувствительности пленки фотограф подбирает необходимые значения выдержки и циафрагмы. Но каким образом он узнает, что при диафрагме 11 ему необходимо установить выдержку именно '/las, а не '/зо или Vsoo?

Опытный фотограф умеет определять экспозицию «на глаз», ему помогает в этом опыт. Кроме того, современные фотопленки «прощают» фотографу незначительные ошибки в определении экспозиции, сами выравнивают ее до нужного уровня.

Но если ошибка чересчур велика, если фотограф «промахнулся» на 3—4 деления с выбором выдержки или диафрагмы, то снимок будет испорчен. Особенно нежелательны недодержки, когда света на пленку попадает меньше, чем надо. Изображение деталей

я тенях при этом пропадает, и восстановить их нельзя никакими хитростями последующей обработки. Передержанные снимки порой еще удается спасти при помощи химической реакции ослабления или увеличением экспозиции при печати.

Конечно, каждому фотографу хочется подобных ошибок избежать. Как это сделать? Для правильного подбора выдержки можно воспользоваться справочными таблицами. Подробные справочные таблицы можно найти во многих книгах по фотографии. Продаются таблицы-калькуляторы (определители выдержек) и в фотомагазинах.

Можно использовать и шкалу символов погоды, которой снабжены, например, фотоаппараты «Любитель-166», «Смена-символ». Правда, экспозиция этим способом определяется весьма приблизительно.

Предлагаем вам воспользоваться таблицей, составленной на основе большого числа экспериментальных данных. При съемке летом на природе в средних широтах (в дневное время) выбирайте выдержку и диафрагму по этой таблице, исходя из освещенности и типа фотопленки (рис. 3).

Например, если вы снимаете летом в пасмурный день на пленку «Фото-65», то при диафрагме 5,6 вы должны сделать выдержку V125. Если вы хотите увеличить глубину резкости, уменьшив диафрагму, например, на одно деление (8), выдержку увеличьте на одно деление (!/so), и т. д.

При съемке светлых объектов (белые здания, морской берег) диафрагму надо установить на одно деление меньше, чем указано в таблице, При съемке темных объектов диафрагму надо увеличить на одно деление. При съемке в северных широтах выдержку следует удвоить, а в южных — вдвое сократить.

ЭКСПОЗИЦИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПРИБОРА

Правильнее всего определять экспозицию помогает специальный прибор — фотоэкспонометр. В некоторых аппаратах, скажем в «Зените-Е», экспонометр встроен прямо в камеру.

Главная часть экспонометра —■ фотоэлемент, соединенный с гальванометром. Чем больше света попало в окошко экспонометра, тем больший ток вы-

Рисунок 3

Освещение

h,V.A ФРАШ А

IbUEW-К<4, Сгч.

■Фати-52»

<#вто-65»

зфетя-150»

250»

&

8

11.

16

22

У 250

■Ш

8

11

16

22

У135

ш

4

5,6

8

•11

'/125

ш

4

5,6

8

11

1/50

-

•Шщт

4

5,6

8

11

УзА

работает фотоэлемент, тем на больший угол Отклонится стрелка гальванометра, указывая значение необходимой выдержки и диафрагмы.

Порядок работы с экспонометром достаточно полно описан в инструкции. Здесь мы остановимся лишь на том, о чем в инструкции сказано мало.

Различают два основных способа определения выдержки и диафрагмы при помощи экспонометра:

1, Метод отраженного света (по яркости), при котором экспонометр измеряет поток света, отраженного объектом съемки в направлении фотоаппарата;

2. Метод падающего света (по освещенности), при котором экспонометр замеряет поток света, падающий на фотографируемый объект.

В первом случае экспонометр следует направить с места съемки на фотографируемый объект. При этом надо иметь в виду следующее.

Окошко экспонометра имеет определенные размеры. Они выбраны с таким расчетом, чтобы поле зрения прибора соответствовало полю зрения объектива фотоаппарата. Таким образом фотоэлемент суммирует, усредняет поток света, приходящего от всех темных и светлых участков снимаемого объекта.

При этом предполагается, что на будущем снимке светлых и темных частей примерно поровну. Такое допущение имеет достаточно веские основания: большая часть объектов в окружающем нас мире при обычном дневном освещении примерно так и выглядит.

Но представьте себе, что вы снимаете лыжника, бегущего по залитой солнечным соетом снежной равнине. Какую экспозицию в этом случае покажет экспонометр? Опять-таки усредненную, то есть более подходящую для белого снега и голубого неба. Сюжетно же важная часть снимка — фигура человека — при этом получится с недодержкой; будет передан лишь темный силуэт, без каких-либо деталей.

Чтобы фигура лыжника на снимке была проработана во всех деталях, окошко экспонометра при замере экспозиции надо бы держать в непосредственной близости от лыжника, Но в данном случае это практически невозможно. Что делать? Замерьте экспозицию, держа окошечко экспонометра у той части своего костюма, которая по тону схожа с костюмом лыжника.

Вторым способом определения экспозиции — по освещенности — пользуются так. На окошко экспонометра надевают молочный светофильтр и направляют его непосредственно на источник света, скажем, на солнце. Полученную экспозицию и выставляют на шкалах фотоаппарата.

Имейте в виду также, что экспонометры обычно рассчитаны на условия съемки в средней полосе. Если же вы снимаете на юге, высоко в горах, то в показания экспонометра необходимо вносить поправку: уменьшать выдержку на 1—2 деления или устанавливать, скажем, диафрагму 8 вместо предписываемых экспонометром 5,6 или 2,В.

Ни фотоаппарат, ни экспонометр размышлять не умеют. Это должен делать фотограф.

5