Юный техник - для умелых рук 1984-07, страница 6

Юный техник - для умелых рук 1984-07, страница 6

НИЗКАЯ: ТОЧКЛ СЪЕМКИ

Все сказанное выше относится а основном к сельскому пейзажу. Но многое верно и для пейзажа городского, архитектурного. Добавим только, что при съемка* в городе избегайте съемки зданий «в лоб». Лучше зайдите немного сбоку ___ тогда на снимке будет передана перспектива, объем здания. Стара-

Рисунок 2

ОТКУДА СВЕТИТ СОЛНЦЕ!

Зто тоже важный вопрос для фотографа. В зависимости от того, снимает ли он в пасмурную погоду или при свете солнца, от того, где в момент съемки находится источник света — за спиной, сбоку, спереди или высоко над головой, можно получить весьма отличные друг от друга результаты (рис. 1).

Начинать первые практические опыты лучше со съемок пейзажа. Здесь легче всего проследить, как условия освещения меняются в зависимости от сезона, погоды и времени дня. Можно не торопясь замерить экспозицию, выбрать лучшую точку съемки. На рисунке 2 один и тот же вид получен с разных точек: высокой, средней, низкой. Взберетесь на пригорок -- и перед вами откроются дали; опустите аппарат почти до земли _ у, перед объективом, как лес,

встает трава.

Снимки, сделанные в пасмурную погоду, получаются серыми. Скучными выходят и пейзажи, сделанные при высоком, полуденном солнце. Лучшее время съемки на природе — утро или вечер, когда все предметы выглядят объемными, тени становятся длинными, а небо часто бывает украшено облаками.

Чтобы облака четча выделялись на небе, используйте при съемке желтый светофильтр. Оранжевый светофильтр может сделать даже легкую облачность насыщенной, предгрозовой...-

Очень оживляет пейзаж изображение воды, игра солнечных бликов мг ней.

Рисунок 1

ясь уместить на снимке купол здания или украшающий его шпиль, не поднимайте объектив кверху — форма здания получится искаженной. Лучше просто отойдите подальше.

САМЫ5Ч С/ЮЖНЫЙ ЖАНР — ПОРТРЕТ

Что, казалось бы, проще: усадил приятеля на стул, скомандовал: «Внимание, снимаю!», нажал спуск — и портрет готов. Ток, кстати, многие любители-новички я делают. И полученные таким способом портреты мало кому ноавятся.

Фотографический портрет — один из самых сложных видов съемки.

На снимке не должно быть ничего лишнего, постороннего. Все — костюм, прическа, поза, выражение лица человека, характер освещения — должно «работать» на придание портрету выразительности, выявления главных черт характера.

Первые опыты портретирования лучше всего делать на улице в пасмурную погоду или в затененном месте. !огда на лице не будет солнечных бликов и глубоких теней, которые могут исказить

портрет до неузнаваемости. Если еы пользуетесь экспонометром, то экспозицию замеряйте по освещенности лица.

Снимая, не стоит предупреждать о моменте спуска затвора. У большинства людей выражение лица при этом непроизвольно становится каменным, застывшим. Готовясь к съемке, лучше попробуйте рассказать что-нибудь веселое, тогда человек улыбнется.

Обязательно сделайте несколько кадров. У вас будет возможность выбрать из нескольких снимков лучший,

УЧИТЕСЬ ЛОВИТЬ МГНОВЕНЬЕ

Как видите, даже при портретирОЕа-нии фотографу приходится ловить удачный момент съемки. Хотя в данном случае он может быть спокоен; объект съемки от него не убежит. Но ведь часто делают снимки на футбольных матчах, легкоатлетических соревнованиях, где действительно, упустишь момент _ и главное действующее лицо

сюжета будет вне досягаемости объектива.

Поэтому фотограф должен обладать навыками репортажной съемки. Он должен уметь «ловить» интересные моменты и фиксировать их на пленку.

Чтобы интересный сюжет не застал вас врасплох, вот несколько практических советов. Выходя на съемку, предварительно определите и установите на аппарате необходимую экспозицию. Тогда в нужный момент вы не будете терять на это драгоценное время. По-

ВЫСОМЯ ТОЧКУ» СЪЕЛ'ШИ

СРЕДНЯЯ

ТОЧМ СЪЕМКИ

б