Юный техник 1957-05, страница 58

Юный техник 1957-05, страница 58

ЛЕКТОРИЙ

ГОРДОЕ СЛОВО

, „-jJ^iWTJ.

шшт

РАБОЧИЙ

«Это было в Австрии-. Нас, советскую делегацию, как обычно, окружили корреспонденты и стали забрасывать вопросами. Они спрашивали, сколько мы зарабатываем, что мы едим на завтрак и на ужин, есть пи у нас собственные автомобили, с каких лет в Советском Союзе дети ходят в школу. И каждый вопрос с этакой подковыркой.

И вот тогда-то один корреспондент какой-то буржуазной газеты очень любезно спросил у меня:

— Не могли бы вы, господин Чикирев, сказать, какой день был самым замечательным в вашей жизни?

«Какой подвох в этом вопросе? Что он от меня хочет?» — старался угадать я и ответил то, что думал, в чем убежден до сих пор.

— Тот день, когда я научился делать полезные вещи.

Лицо корреспондента выразило удивление. То ли переводчик не точно перевел мою мысль, то ли репортер не понял. Он переспросил.

— Тот День, когда я Стал рабочим, — подтвердил я.

Корреспондент разочаровался.

Да это и понятно. В капиталистических Странах рабочий человек — это неудачник, который не научился «делать» деньги более легким путем. Видя, что журналист разочарован моим ответом, я подтвердил:

— Да, я человек рабочий!»

Так начинает книгу о трудовой гордости, о счастье де

лать полезные вещи Николай Чикирев, токарь-скоростник, передовой рабочий.

Думал ли четырнадцатилетний Колька Чикирев, что ему доведется гордиться званием рабочего? Ведь мальчишкой он не понимал гордости отца, рабочего-строителя, когда тот, осматривая свою работу, радовался как ребенок. «Сколько лет мозаику кладет и все любуется», — удивлялся младший Чикирев.

Летом того года, когда Николай окончил шестой класс, над страной пронеслась страшная весть — война. 1 сентября ученики не пошли в школу.

Трудно быть «никем», «человеком без определенных занятий». Надо что-то делать, нельзя сидеть сложа руки, когда сражается вся страна. Пошел Чикирев по заводам. Везде отказывали. Закон, говорили, не изменишь, запрещено брать малолеток. «Неправда, возьмут. Нужно быть понастойчивее»,—уверял себя Николай.

Наконец добился. Взяли учеником токаря на завод имеки Орджоникидзе. Профессии учить начали не сразу, вначале заставили лунки долбить для фундаментов под станки.

Но все же пришел и его час. Стал Николай учеником опытного токаря Вотановско-го. Много учился, прежде чем доверили выточить первую деталь. Первая самостоятельная работа! И пусть это простой винт, но ты его сделал сам. Это твоя работа! И толь

ББ