Юный техник 1957-08, страница 31

Юный техник 1957-08, страница 31

РУБАНОК. В его деревянной колодке для установки резца-железки выдолблена сквозная в форме раструба выемка (леток). Задняя сторона летка, на которую опирается железка, прорезается обычно под углом 45—50° к подошве и обеспечивает определенный угол резания рубанка. В нижней части леток кончается прорезью в подошве шириной от 3 до 9 мм для выхода лезвия железки. Боковые стороны летка — щеки — имеют заплечики для установки клина, крепящего широкую, с прямым лезвием, одинарную железку или двойную железку, имеющую тупой переставной язычок. Язычок устанавливается спереди железки на винте и действует как стружколоматель (рис. вверху).

ГОРБАТИК имеет двойную рубаночную железку, заключенную в деревянную колодку, нижняя плоскость которой в продольном направлении выпуклая или вогнутая. Используется для строгания кривых поверхностей (рис. посредине).

ШЕРХЕБЕЛЬ — неширокий рубанок с узкой железкой, лезвие которой заточено полукругом. Применяется для грубого строгания.

ФУГАНОК представляв^ собой большой двойной рубанок с тяжелой длинной колодкой. Применяется для окончательного простругивания больших плоскостей и длинных кромок.

Ш Л И Ф Т И К имеет двойную железку, вынесенную несколько вперед в колодке. Предназначен для удаления незначительных неровностей с поверхности, проструганной рубанком (рис. внизу).

— Шерхебель! — представился один из них. — Я тоже, как и он, предназначен для остругивания. Но для чернового, предварительного остругивания.

— Фуганок!.. Имею честь!.. — отрекомендовался третий брат из семейства строгающих столярных инструментов. Он был длинен и элегантен. Его ореховая ручка была фигурной, а колодка хорошо отполированной. — Я, собственно говоря, тоже своего рода Рубанок, но, так сказать, предназначен для чистовой работы. Я устраняю все погрешности, допущенные моим братом Рубанком... Я фугую с предельной точностью...

— А я, — пропищал маленький стружок, — шлифую доски до зеркального блеска. Отсюда и мое имя Шлифтик.

Художник зарисовал и этого гостя.

Снова раздался звонок. Снова появились посетители. Они вошли, кружась целой оравой. Это были Сверла, Перки, Буравы. Это была веселая семья сверлящих инструментов.

— И вы дети Топора? — спросил Художник.

— Да, — ответили те.

— Это начинает быть забавным, — рассмеялся Художник. — Я вас слушаю. Доказывайте свое родство.

В мастерской уже не хватало стульев, да и опасно было сажать на них вращающиеся Сверла и Перки: живо пробуравят.