Юный техник 1957-08, страница 30

Юный техник 1957-08, страница 30

ДОЛОТО — стальной брусок, один конец которого заточен в вил" лезвия, а другой оттянут штырем для налаживания ручки. Служит для выдалбливания глубоких гнезд и проушин прямоугольного сечения.

СТАМЕСКА — плоская или полукруглая стальная пластинка, один конец которой заточен и служит лезвием, а другой оттянут остроконечно, в виде штыря для насаживания ручки. Используется для выдалбливания неглубоких гнезд и отверстий в древесине, а также для подрезания закраин.

и наиболее удобном для долбления. Вскоре появилось я. Мое лезвие, как вы видите, напоминает отцовское, но значительно уже. Топорище превратилось в ручку. И я получило имя Долото, а назначение осталось то же — врубаться в дерево.

— Да, это именно было так,—послышалось из угла.—Это мой сын. А это мои дочери, — кивнул Топор на Стамески.

— Очень приятно! — воскликнул Художник. В его голове уже рождались замыслы будущей картины, и он сделал набросок, как от Топора произошло Долото.

В это время снова раздался звонок в передней. На пороге появился Рубанок. Он вкатился подобно автомобилю в мастерскую, стараясь не касаться своим острым, режущим леззием паркета, и обратился к Художнику:

— Маэстро! Нам стало известно, что вместо большой заказанной вам картины вы хотите создать галерею портретов столярных инструментов, начав с портрета моего папаши Топора.

— Как! Он вам тоже папаша? — переспросил Художник.— Это каким же образом?

— Самым простым, — ответил Рубанок. — Если я его сын, значит он мой отец.

Художник пожал плечами и протер глаза.

— Что между вами общего? Я не нахожу ни одной родственной черты.

— Это на первый, поверхностный взгляд, — возразил Рубанок. — Но если заглянуть в меня глубже, то мое острое стальное железко окажется не чем иным, как Топором, скованным особым образом. Да. В Академии художеств вам преподали историю искусств, но не историю техники. А я, извините, помню себя с самого раннего детства.

Художник придвинулся ближе и попросил Рубанок в кратких чертах рассказать его биографию.

— Мой отец Стальной Топор не только рубил, но и отесывал дерево. Отесывал более или менее гладко Но это вскоре оказалось недостаточным. Потребности росли. Нужны были очень гладкие доски и бруски. Тут-то и появился я. И если вы внимательно вглядитесь, то я не что иное, как Топор, вставленный в колодку с отверстием и закрепленный клином. Прошу вас..

Тут Рубанок попросил карандаш и набросал свой автопортрет в разрезе. Покончив с автопортретом, Рубанок попросил разрешения пригласить своих братьев.

29