Юный техник 1958-01, страница 33ли уплотненный красочный слой, который напоминал расплывчатый рисунок человеческой фигуры. Рентгенографирование картины не дало никаких результатов, так как в грунте картины имелось большое количество свинцовых белил, которые задерживают рентгеновские лучи. Тогда применили УФ лучи. Люминесцентное свечение было сфотографировано, и результаты превзошли все ожидания. Там, где визуальный осмотр обнаружил одну фигуру, на фотографии выявились две. За фигурой курсистки обозначилась фигура с четким контуром головы, написанной анфас. Она напоминала фигуру вернувшегося ссыльного, которого мы видим теперь на картине «Не ждали» А на фоне дверного проема выявилась еще одна фигура с протянутой рукой, резко эмоциональная по рисунку. Интересные открытия были сделаны и при изучении эскиза «Запорожцы», принадлежащего Третьяковской галерее. Анализ люминесценции сразу же подтвердил имевшиеся сведения о том, что Репин несколько раз вносил изменения в картину и переписывал некоторые детали. Рентгенографирование показало, что в правой верхней четверти картины была голова смеющегося запорожца, закрытая потом художником верхним красочным слоем. Рентгенограмма дала возможность судить и об отдельных фрагментах первоначальной композиции. В частности, казака, сидящего на переднем плане спиной к зрителям у правого края стола, художник приписал уже после того, как закончил картину. Изменились и методы расчистки и утончения старого пожелтевшего лака. Лаковая пленка состоит из растительных смол. Старея, пленка желтеет до коричневого оттенка и теряет свою прозрачность (см. цветную вкладку). Красочная гамма картины искажается. Чтобы вернуть картине первоначальный вид, надо не только удалить поверхностные загрязнения лаковой пленки, но и значительно утончить ее. Операция утончения пленки очень ответственна, так как малейшая неосторожность ведет к разрушению красочного слоя. Вот почему, прежде чем приступить к расчистке, реставратор сначала укрепляет с помощью определенных клеящих веществ красочный слой и грунт и не удаляет до конца лаковый слой. Операция расчистки требует от реставратора глубокого знания техники живописи различных эпох, терпения и наблюдательности, соединенных с большой быстротой и точностью движения пальцев, а также знания всех особенностей применяемых реактивов. Лаки различных смол — мастика, даммары, канифоли, копала, янтаря — требуют различных растворителей. Здесь на помощь художнику приходит химик. В специальных лабораториях делают анализ лака. И только после этого реставратор подбирает необходимый растворитель. Равномерность утончения лаковой пленки реставратор контролирует с помощью УФ лучей. Смолы лаков люминесцируют под воздействием УФ лучей. По интенсивности свечения лакового покрова можно судить о равномерности его слоя Об искусстве реставрации можно говорить еще очень много. Но и из того, что мы рассказали здесь, ясно, какие широкие перспективы открывают неука и техника для развития реставрационного искусства. 32
|