Юный техник 1958-01, страница 48

Юный техник 1958-01, страница 48

— И к тому же тем большую зарплату мы получим, — вставляет молодой рабочий, стоящий рядом, — и тем лучше заживем.

— Ясно теперь, какой в этом смысл? — заключает Пономаренко. — Вопросы будут?

КРАН СТРЯПУХА

После вторичного дробления известняк попадает в сырьевой склад. Там его ждут приятели: горы огарков, гипса, шлака, песка. Над горами и холмиками бродит, словно в задумчивости, грейферный кран. Вот он подцепил немного известняка, переехал на рельсах к специальному бункеру, одетому в кирпич, и высыпал туда содержимое. Потом подумал и поехал к горе песка и тоже высыпал в бункер. Потом зачерпнул немножко черных кол-чедэновых огарков.

— Стряпуха, — говорит Пономаренко. — Точно? Будто хозяйка перед кастрюлей с супом. Перчику добавила, картошечку всыпала, лавровый лист, а потом задумалась: соль положила?

Мы смотрим, и громадный бункер, впрямь, кажется нам кастрюлей. Но не улыбайтесь. Здесь действительно стряпают обед для мельниц и для печи.

Цемент — иа диете, ему вредно потреблять больше 75о/п кальция. Вот и приходится добавлять примеси.

Разумеется, работа на складе грубоватая, не филигранная. Немного позже в специальных бассейнах смесь доведут до «нужного параметра», как говорят на заводе. И руководить этим будет не машинист грейферного крана, ворочающий тоннами, а лаборант в белом халате, имеющий дело с про-бирочками.

Цемент любит, когда с ним обращаются по-научному!

ИСКУССТВЕННОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ГРЯЗИ

и слякоти

— Позвольте, а откуда берут глину? Второй основной компонент цемента?

— Вовремя вспомнили, — говорит Пономаренко и жестом предлагает нам следовать дальше. Таким жестом обычно приглашают сесть в роскошное

кресло или пройти в шикарный концертный зал. И что же? Я не очень преувеличу, если снажу, что мы попали в зал приличного театра. Просторно, светло, широкие окна, идеальная чистота Смущал кафель, — в театрах кафеля не бывает. Ну, так пусть это будет хороший плавательный бассейн!

— Здесь мы искусственным путем получаем слякоть и грязь.

— ?!.

Из глиняного карьера сплошным потоком идут самосвалы. Они ЕЫГружают слипшиеся комья глины в глиноболтушки. Туда же поступает вода. 40"/,, глины, 60»/,, воды — такова пропорция. Из глиноболтушек грязная и слякотная масса попадает в глиняные бассейны, а уж оттуда в помольный цех, в мельницы. В мельницах и происходит встреча двух основных компонентов цемента: глины и известняка, поступившего со склада. Отныне и навсегда они будут вместе.,

СОТРЕМ В ПОРОШОК!

Шум, грохот, скрежет, лязг...

— Не увлекайтесь! — кричит Пономаренко. — Мы еще сюда вернемся.

Но уйти сразу невозможно. Помольный цех. Над головой вращаются пять гигантских цилиндров. Это и есть мельницы. В двух из них стирается в порошок сырье, в двух других — клинкер.

Мы кричим:

— Что такое клинкер?!

— Полуфабрикат цемента! Понимаете? Сырье, прошедшее через печь, возвращается сюда! И опять — в порошок!

Шум, грохот, скрежет, лязг...

Выходим наружу. Пономаренко получает возможность сохранить свои голосовые связки. Он спокойно объясняет нам устройство и работу1 мельниц. Каждая мельница разделена на камеры. Между ними — решетки. В камеры заранее загружаются так называемые мелющие тела — металлические шары и цнльбекс — металлические цилиндрики. Когда мельница вращается, мелющие тела движутся тоже и стирают в порошок все, что попадается им на пути. Вся масса известняка и глины передвигается из одного конца мельницы в другой (мельницы чуть-чуть наклонны), а мелющие тела задерживаются

41

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Роскошный вид из окна

Близкие к этой страницы