Юный техник 1958-02, страница 12Не рискуя испортить сохранившиеся драгоценные подлинники, для пробы взяли матрицу так называемого второго оригинала. С нее и решили сделать улучшенную копию. Для этого металлическую матрицу проигрывали деревянной иглой. Звуковые колебания, пройдя через усилитель, воспроизводились динамическим репродуктором и снова воспринимались микрофоном. После вторичного усиления и некоторой «подчистки» звуковых частот запись снова перевели на воск. Эту восковую фонограмму опылили золотом, чтобы придать ей электропроводность, и гальваническим методом нарастили на ней слой меди. Так получили новую матрицу. Когда с нее сделали опытную пластинку, то она зазвучала значительно лучше своей прародительницы. Стали разборчивей многие ранее неразличимые слова. Присутствовавшие услышали возобновленный текст известного «Обращения к Красной Армии», с которого В. И. Ленин начал свои выступления перед звукозаписывающим аппаратом в марте 1919 года. От успешного эксперимента перешли к более углубленным работам. Все матрицы перезаписали на бесшумный материал, устранили в них резонирующие паразитные звуки. В 1937 году впервые были выпущены массовым тиражом две улучшенные и обновленные ленинские пластинки с текстом четырех речей: «Что такое Советская власть?», «О крестьянах-середняках», «Памяти председателя ВЦИКа Я. М. Свердлова», «О погромной травле евреев». В 1951 году вышла третья пластинка с речами В. И. Ленина: «Обращение к Красной Армии» и «Третий Коммунистический интернационал». В дальнейшем советские инженеры звука поставили перед собой более ответственную задачу — полностью восстановить все сохранившиеся фонограммы. Подобно тому, как с полотен старых мастеров снимают позднейшие наслоения, добираясь до первоначальной живописи, так и возрождаемой фонограмме возвращают ее звуковую фактуру, очищенную от всего наносного. Для этого необходимо обратиться к истории записей. Важно уточнить условия, в которых они осуществлялись, и изучить происхождение тех недостатков фонограмм, от которых предстоит избавиться. Записи ленинских речей сделаны в 1919—1921 годах. Их вел единственный тогда специалист — австрийский инженер Оскар Блеше. Сеансы состоялись в Кремле. Последняя запись по техническим причинам проводилась в помещении Центропечати. Оратор вынужден был стоять вплотную к звукозаписывающему аппарату и говорить в рупор повышенным тоном. Фотограф Л. Я. Леонидов заснял Владимира Ильича в момент записи. Старая изношенная аппаратура с допотопным рекордером системы Джонсона, неоднородный восковой состав первичных фонограмм, неудачное по акустике помещение, в котором проводились записи, и, наконец, несовершенство гальванических процессов при изготовлении матриц — все это в совокупности предопределило технические недостатки пластинок. Однако перед нами уникальные записи дорогого всем голоса. И в этом их непреходящее общественное значение. При реставрации пользовались сохранившимися матрицами. Их одиннадцать. Они представляют собой медные гальвано 10 |