Юный техник 1958-02, страница 13

Юный техник 1958-02, страница 13

диски формата обычных грампластинок. Все оригиналы находятся сейчас на особом хранении в Институте марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Следует учесть, что применявшийся сорок лет назад акустический метод записи не мог фиксировать гармоники частот, сообщающих человеческому голосу его своеобразную окраску. (Гармониками называются звуковые колебания более высоких частот, связанных с частотой основного колебания.)

Тем не менее современные технические средства позволяют исправлять и речевые фонограммы. При этом остается неприкосновенным сам подлинник. Строго придерживаясь достоверности записанного текста, принципиально возможно восстановить ранее не звучавшие слова, усилить ударения на отдельных из них, ввести паузы и т. д.

Новый принцип реставрации заключается в последовательной перезаписи фонограмм. В анализе и синтезе опытных фонограмм суть процесса. Процесса долгого, кропотливого, трудоемкого, но единственно закономерного.

На помощь привлекаются специалисты-языковеды. Пользуются для восстановления фонограмм и записями похожего голоса. Все собранные данные служат материалом при составлении «звукового паспорта» или «звуковой азбуки» восстанавливаемого голоса. Лишь после этого наступает завершающая стадия — создание окончательного варианта фонограммы.

Как видим, возрождение старых грамзаписей — задача не только техническая, но и творческая.

И вот к славной юбилейной дате — 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции — советские люди получили замечательный подарок — долгоиграющую пластинку, воспроизводящую семь речей В. И. Ленина.

Новая пластинка — результат многолетней напряженной работы. Грамзапись звучит несравненно лучше всех выпускавшихся ранее. Благодаря особому материалу, из которого изготовлена пластинка (винилитовые смолы), исчез шум, присущий прежним шеллачным пластинкам. Голос Владимира Ильича с его характерной, слегка грассирующей, дикцией слышен теперь ясно и четко. Стали разборчивы все слова. Записи, сделанные около 40 лет назад, как бы пережили свое второе рождение.

Надо думать, что это издание не явится последним словом нашей звукотехники и техническая модернизация ленинских грамзаписей будет продолжаться.

На очереди теперь ещо более сложная проблема. Она заключается в том, чтобы, если можно так выразиться, «оживить» голос. Грамзапись должна звучать не только громко и разборчиво, но и в максимальной мера приближаться к тембру и ритму ленинской речи. Голос Владимира Ильича должен звучать естественно. Значит, фонограммы необходимо обогатить той гаммой звуковых частот, которая дает окраску индивидуальной дикции. Новейшие достижения электроакустики открывают путь к разрешению этой проблемы.

Будем надеяться, что подобно тому, как наши артисты создали зрительный образ Ленина, советские инженеры воссоздадут и образ его голоса.

11