Юный техник 1958-11, страница 15

Юный техник 1958-11, страница 15

«Василий Петрович! Учите дальше!»

Василий Петрович посмотрел на нас и улыбнулся.

«Ладно, девушки, сегодня еще поработайте на прежнем месте, а завтра дам вам инструктора обучать штукатурному делу. Смотрите, учитесь хорошенько! Ведь штукатуры — самые главные на строительстве».

И вот Гриша, молодой паренек, стал нас учить. Первым нашим объектом была школа. Теперь там уже ребята учатся, а тогда над ней еще крыши не было. Я ребятам всегда и объясняю, что в прежнее время к отделочным работам приступали, когда кладка была закончена. А теперь на верхних этажах еще орудуют каменщики, а внизу плотники уже навешивают двери и у стен хлопочут штукатуры — в правой руке мастерок, в левой — сокол.

Кажется, не хитрое дело подхватывать лопаткой-мастерком раствор да кидать его на стену? А в первые дни мне не раз казалось: нет, не выйдет из меня штукатура! Раствор растекается, ложится неровно, сокол — металлический щиток — из рук выскакивает. А рука как болела! В первые дни мы к концу дня не чувствовали ни рук, ни плеч.

Гриша терпеливо учил нас:

«Ведь вот, девушки, почему про нас, штукатуров, говорят, что мы главные? Потому, что наше дело исправлять все ошибки, допущенные до нас. Остаются в кладке неровности — иной раз, может, и каменщик в этом не виноват, ему кирпич неровный попался — наше дело загладить. Приложите к стене реечку да поглядите, нет ли между ней и стеной зазора. Если есть, сделайте намет потолще. Работать надо без зазора».

И мы старались работать так, чтобы не было зазорно — стыдно. Постепенно у нас появились навыки, привычным делом стало кидать раствор в три слоя: пожиже, погуще и снова пожиже, и делать затирку.

Позднее мы постигли и «малярку» — малярное дело. И оказалось, что у штукатура тоже бывают погрешности, а исправляет их маляр. Прежде чем красить стену, маляр шпаклюет ее, затирает неровности шкуркой. Так что, когда меня спрашивают, кто же на самом деле самые главные на стройке, я отвечаю: «Все строители — самые главные: от архитектора до чернорабочего. Все мы помогаем друг другу в работе, все вкладываем в дело знания, труд и любовь, непременно любовь». Без любви ничего путного не получится.

НАША СЕМЬЯ

Надо сказать, что только тут, на стройке, я поняла, в чем настоящее товарищество. Может быть, именно потому, что мы здесь все сообща делаем одно дело — строим дом, да и работаем не в одиночку, а звеньями, бригадами.

В бригаде работа только тогда спорится, когда люди друг друга уважают. А уважение у рабочего человека завоевать не просто, тут тебя видят насквозь и судят не по словам, а по делам.

Скажем, наш бригадир Геннадий Жук. Мы от него стерпим любое замечание потому, что он никогда не зазнается. Зазнай

13