Юный техник 1958-11, страница 87

Юный техник 1958-11, страница 87

Половину этой энергии взрыва доставила масса метеорита, а вторую половину — равная масса нашего обычного вещества. с которой метеорит аннигилировал. Стало быть, доля метеорита — 2.5-1022 эргов,] деленная пополам: 1.25-1022. Это энергия, которая была скрыта в антивеществе прилетевшего обломка. В момент взрыва она высвободилась наружу.

Е - МС> или М =_Ё.

Мс= 1 - 25 ■ 10" I'

(3 . 10,0

0,14 • 10* граммов.

Значит, в ту минуту, когда этот антиметеорит приблизился к тунгусской тайге, он весил примерно 14 граммов. Если бы мы знали плотность антивещества в нем, мы тотчас определили бы его объем. Но эту плотность нам узнать решительно неоткуда — тут можно только фантазировать. Однако раз уж речь идет о своеобразном метеорите, ничто не мешает нам предположить, что его удельный вес был такой же, как у обычных метеоритов. Тяжелые из них весят 7—8 г/смз, легкие — 3—4 г/смЗ. В среднем: 5— 6 г/емз.

Следовательно, тунгусский метеорит при таком предположении имел объем, не превышавший 3 куб. см! Теперь, для простоты расчета, представим себе, что был он не угловатым обломком и не шариком, а цилиндриком с основанием в 1 кв. см. Тогда высота его была в момент приземления не больше 3 см. Попробуем подсчитать, какой высоты—или. лучше, длины — был этот цилиндрик антивещества в пору своего рождения, когда взрыв неведомой антизвезды выбросил его в мировое пространство и направил в сторону нашей Земли.

Он должен был постепенно таять в полете от соприкосновения с атомами обычного вещества. Сначала это были атомы межгалактического газа. Потом, когда он достиг границ Млечного Пути, — атомы нашей межзвездной материи. И. наконец, атомы земной атмосферы.

Предположив ради простоты, что это был вытянутый цилиндрик, мы можем представить себе весь его путь в виде узкой, неимоверно длинной трубки или тоннеля с поперечным сечением в 1 кв. см. Все обычные атомы.

какие наполняли этот тоннель, пока летел в нем наш гость, один за другим постепенно съедали атомы антивещества. Сколько же «потерял в весе» этот гость, пока он совершал свое, путешествие? Ровно столько, сколько «весили» все обычные атомы-, заполнявшие тоннель. Это ясно.

В САНТИМЕТРОВОМ ТОННЕЛЕ

Допустим, что он родился «не очень далеко» — в какой-нибудь антигалактике, которая в три раза ближе к нам. чем Сигнус А. Тогда он летел до границ Млечного Пути примерно 100 миллионов световых лет. Или 10" км. Или 10" см. А плотность межгалактического газа в тысячи раз меньше, чем плотность газа межзвездного. Это — 10—л г на куб. см. Наш цилиндрик пролетел по тоннелю 1026 см и,' значит, «прорезал» объем величиною в 102* куб. см. Он встретил там и истребил 1026. 10 "г обычного вещества. Это 0,1 г. Ровно столько потерял он и своего антивещества. Ничтожная потеря!

Теперь представим себе самый неблагоприятный для нашего гостя случай: он ворвался в пределы Млечного Пути в такой точке, что ему пришлось пересечь по дороге к Земле всю нашу Галактику по самому длинному пути. Все же это не больше 10'® км. .Или 1023 см. Значит, максимальный объем этого нового отрезка тоннеля— 1023 куб. см. А в каждом кубическом сантиметре нашего межзвездного газа заключен в среднем один атом водорода или примерно Ю-14 г вещества. Значит, и тут наш гость мог потерять не больше чем ОД г своей массы (1023 смз. 10-" г/см2 = 10 г).

Удельный вес этого трансгалактического метеора мы приняли равным 5. Потеря 5 г массы укоротила бы этот цилиндрик на 1 см. А потеря 0.2 г— всего на 0.04 см. Стало быть, он прибыл к границам земной атмосферы после путешествия, занявшего у него непостижимо долгое время, почти таким же. каким покинул свою антигалактику.

ВБЛИЗИ ЗЕМЛИ

А что должно было произойти с ним дальше? А дальше ему оставалось пройти уже совсем короткий отрезок тоннеля, но

87