Юный техник 1960-09, страница 49из круглого резинового вакуумного шнура. На вертикальной раме высотой около 2 м, собранной из стальных трубок и углового железа, сверху крепится фотокамера, а посередине — ртутный выключатель. Оптическая ось фотокамеры обычно наклонена к поверхности дна примерно под углом 45—6(Г, что позволяет получать перспективные фотографии. Учитывая преломление света в воде, объектив фотокамеры фокусируется на 3Л расстояния от камеры до дна. Источник света расположен в самом низу Ведь под водой происходит рассеивание света взвешенными в воде частицами, что приводит к образованию «светового тумана». Чтобы уменьшить влияние этого тумана, источник света помещают как можно ближе к объекту съемки и освещают возможно меньший объем воды между фотокамерой и поверхностью дна. Для этой же цели на источнике света ставится защитная бленда, которая является и рефлектором. Важно и другое. Низкий боковой свет лучше выявляет все мелкие неровности микрорельефа дна и его фактуру и позволяет увидеть на дне больше деталей. Фотокамера, источник света и выключатель соединяются между собой проводами, заключенными в толстую резиновую трубку. Современные подводные фо-гоустановки связаны с кораблем только стальным тросом для спуска и подъема. При съемке очень важно уловить момент прикосновения фотоустановки к поверхности дна. Для этого на лебедке, с которой производится спуск прибора, устанавливается очень чув ствительный динамометр. По резкому уменьшению нагрузки и определяется момент прикосновения камеры к дну. За рубежом предпочитают пользоваться акустическим индикатором прикосновения. Индикатор крепится на камере и в момент постановки ее на дно посылает ультразвуковой импульс, принимаемый на борту корабля с помощью гидрофонов. Надо сказать, что применение акустических индикаторов значительно усложняет конструкцию фотоустановок. Сам процесс фотосъемки очень прост. Камеру ставят на дно, а затем приподнимают на несколько метров. Через минуту камеру снова ставят на дно и снова приподнимают. В тот момент, когда камера касается дна, вспыхивает лампа и делается снимок. Поскольку в море судно постоянно дрейфует под действием ветра и течений, получаются последовательные снимки различных участков дна. У автоматического глубоководного фотографирования есть существенный недостаток — при съемке исследователь не может выбрать объект и точку съемки, что вносит известный элемент случайности в получаемые результа ты. Правда, при большом количестве фотографий дна это уже не имеет значения. Ну, а в недалеком будущем, вероятно, на помощь придет глубоководное телевидение. И снимки дна океана можно будет получать на более совершенной установке — телефотокамере. Во время последней экспедиции было сделано очень много фотоснимков дна океана. Не сколько из них представлены на цветной вкладке X—XI. VIII |