Юный техник 1960-11, страница 11

Юный техник 1960-11, страница 11

С меров увеличились бы и размеры и вес космической ракеты. Но тут выручает воздушная атмосфера, резко затормаживающая падающий корабль.

Однако возникает новая опасность. Те же силы, что затормаживают космический корабль, порождают огромную тепловую энергию — карабль может постичь участь метеоритов, сгорающих в нашей атмосфере.

Точный расчет, правильный выбор конструкции корабля и траектории конечного участка предотвратили эту опасность Траектория спуска корабля-спутника опоясала почти половину земного шара (см. рис.). Она обеспечипа кораблю постепенное, скользящее погружение в атмосферу от самых разреженных до самых плотных ее слоев. Специальные теплозащитные материалы, покрывающие поверхность корабля, не только предохранили его внешнюю оболочку, но и создали нормальные температурные условия для животных, помещенных в специальный герметический контейнер.

Огромные перегрузки, возникающие при торможении, являются не менее опасными для живого организма. Ощущение от перегрузок (оии возникают под действием сил инерции всякий

лета или ошибка в определении скорости на 1 м в секунду (на сотые доли процента!) привела бы к отклонению от намеченной точки приземления на несколько десятков километров!

Осуществление безопасного приземления ставит на повестку дия вопрос о первом космическом корабле, управляемом человеком.

Программа космического полета и научных исследований космоса, осуществляемая человеком, может быть несравненно шире и многообразней, чем программа автоматических лабораторий. Разумеется, это вовсе не исключает необходимости дальнейшего использования автоматических лабораторий, оснащенных такими средствами информации, как магнитофонные и фотографические ленты, химические, реактивные и другие устройства, которые, возвратившись на Землю, позволят получить огромное количество дополнительных ценных сведений.

Достижения современного телевидения позволили осуществить на втором корабле передачи из космоса изображений первых «космонавтов».

При наземных телепередачах пределы прямой видимости (а значит, и приема телевизионных изображений) не могут превысить 100— 150 км из-за шарообразной формы Земли. Иное дело в космосе. Как далеко ни находился бы запущенный в космос корабль, все равно он будет находиться в «поле зрения» наземной станции при прохождении той или иной части своей орбиты. Вся трудность телепередач из космоса заключается в том, что сила сигна-li ла. принимаемого со столь больших расстояний.

раз, когда происходит резкое изменение скорости движения) знакомо каждому, кто пользуется хотя бы городским транспортом. Но эти перегрузки — сущий пустяк по сравнению с перегрузками, возникающими при торможении космического корабля.

Пологая траектория снижения обеспечила необходимую плавность изменения скорости, гарантирующую безопасность для живых организмов.

Включение двигателя при снижении корабля-спутника осуществлялось по команде, поданной с Зел-ли. В определенный момент времени автоматические устройства, установленные на борту корабля, произвели катапультирование контейнера, который начал планировать, поддерживаемый в воздухе с помощью специальных тормозных устройств. Благополучно приземлилась и кабина корабля-спутника.

В момент отделения контейнера от кабины корабля-спутника автоматически включились радиоле тен-гаторные устройства, излучающие радиосигналы, по которым наземные станции определяли местонахождение контейнера и кабины. Надежная электронная аппаратура обеспечила точную передачу команд с Земли и контрольных сигналов с корабля на Зем-чю на всех этапах его полета.

Сложные автоматические устройства, получив команду с Земли, четко выполняли возложенные на них функции в соответствии с заранее заданной им программой. Чтобы охарактеризовать точность всех измерений и расчетов, происходивших в процессе приземления, достаточно сказать, что ошибка в одну угловую минуту при определении направления пониже уровня сигнала, используемого в обычных телевизорах, в миллионы раз. Трудность эта усугубь ляется тем, что мощность передатчиков на корабле ограничена их собственным весом и весом питающих их устройств. Приходится учитывать и космическую радиацию, которая создает многочисленные помехи и затрудняет прием сигналов из космического пространства.

Советские инженеры создали сверхчувствительные устройства, обладающие низким уровнем собственных (внутренних) помех и способные выделять полезный сигнал на фоне космических радиоизлучений. Устройства эти, конечно, отличаются от обычных телевизионных систем. В частности, на экране телевизора, следившего за самочувствием и поведением Стрелки и Белки, строчки изображения располагались значительно реже, чем на привычных нам телевизионных экранах, и электронный луч двигался вдоль этих строк значительно медленнее, чем обычно. А с уменьшением числа строк и скорости движения луча уменьшается рабочий диапазон частот телевизионного сигнала (ведь частота сигнала — это частота чередования темных и светлых участков на пути луча). Следовательно, уменьшается и количество помех, попадающих в этот диапазон.

Четкость изображения, полученного на телевизионном экране с уменьшенным количеством строк, оказалась достаточной, чтобы провести наблюдения.

Итак, перспектива путешествия на другие планеты больше не фантастика.

В. СЕДОВ