Юный техник 1960-11, страница 28

Юный техник 1960-11, страница 28

передают по радио и телевидению Слушая ее. еще глубже постигаешь мудрость неукротимого бопца за народное счастье, иаким всю жизнь был наш великий Толстой.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПЛАСТИНКА «ИСПОВЕДЬ»?

На смерть великого художника слова самодрржавие реагировало штрафной эпидемией, принявшей самые безобразные формы. Изымались ие только сочинения Толстого. но и статьи о нем. Кинотеатрам запрещалось демонстрировать документальные кадры, а мага зинам — распространять фото графин и открытки с портре том писателя. Той же участи подверглись и граммофонные пласт нки с голосом Толстого.

«В Риге конфисиованы плас-тинни Л. Н. Толстого», — промелькнуло в хронике одного специального журнала за 191Я год.

Какие же пластинки были конфискованы? В журнале «Гюаммофонная жизнь» за 1912 год (№ 22) находим некоторые | дробности:

«Рижский комитет иностранной цензуры конфисковал присланные из-за границы граммофонные пластинки

с теистом «Исповеди», читанной самим покойным Л. Н. Толстым. Для контроля присылаемых пластинок в комитете установлен специальный аппарат».

Две фразы, но они раскрывают многое. Во-первых, чего стоит один иоитрольный аппарат для прослушивания. Правительство боялось проникновения в Россию зэпигей живого слова Толстого! Во-вторых, н это самое главное, впервые называется «Исповедь». В числе известных по литературе толстовских фонограмм «Исповедь» нигде не упоминается.

«Исповедь». иак известно, относили к числу «коамоль-ных» пооизвелений Толстого. Эта философско-религиозная автобиография, получившая в свое время mmdoboh резонанс, была запрещена за острокритическое отношение автора к L'eDKBH и государству.

Но может быть, мы введены в заблуждение? Существует ли пластинка? Формально нет оснований сомневаться в сообщении журнала. Однако сама пластинка еще не найдена. А если обнаружится, к ней тоже следует отнестись г осто

рожностью. История репертуара дореволюционных грамзаписей знает немало фактов фальсификаций. Ничто не мешало кому-то «наговорить»

пластинку похожим голосом.

* * *

Еще при жизни Толстого только за одкн 1910 год в России разошлось около ста тысяч пластинок с текстами из книги «На каждый день». В следующем году Общество народных университетов, отмечая иончи-ну великого писателя, впервые публично продемонстрировало грамзапись его подлинного го лога. S

Внушительная по тем временам цифра распространения толстовских «звучащих статей» не могла не вызвать беспокойства властей. Свидетельством том v служит разосланный в 1912 году циркуляр минис-теоства внутренних дел. Он предписывал полиции конфисковать «пластинки, которые являются нежелательными по местным условиям».

Газета, опубликовавшая выдержки из этого официального документа, сделала следующую при нску:

«Издание этого циркуляра вызвано недавней конфискацией пришедших из-за границы граммофонных пластиной с записью «Исповеди», читанной самим Л. Н. Толстым».

Подверстанная даже без абзаца фпаза — обычная тогда уловиа обойти иензуру. Намерение удалось. Эаметка «поо-скочила» и вскоре попала в общую печать.

Итак, еще опно упоминание о пластинке «Исповедь» в авторском чтении. Напрашивается вопрос: где и когда осуществлена эта запись? Прямых указаний нет. Что же касается косвенных, то следует обратить пнимание на воспоминания Белоусова и Митропольского. Из них выясняется, что на самом сеансе записи мрмуаписты не присутствовали. В библиотеке, где происходила запись, наедине со Львом Николаевичем оставались лишь звуко-тс ник и дипектор фиомы.

Все матрицы, сделанные с восковых оригиналов, фирма отправила в Англию Вместе с ними ушла и тайна, ведомая лишь стенам яснополянсиой библиотеки.

Была ли записана «Исповедь»? Это предстоит установить дальнейшими исследованиями.

Л. ВОЛКОВ-ЛАННИТ

28