Юный техник 1960-11, страница 25

Юный техник 1960-11, страница 25

«На днях Льва Николаевича в Ясной Поляне посетили два американца, блин йшие сотрудники Эдисона. Миссия этих американцев состояла в том, что они по поручению Эдисона должны были запечатлеть на особые валики голос великого мыслителя... Л. Н. сиазал четыре отрывка на русском, английском, немецком и француз-сном языках. Передача голоса этими валиками получилась изумительно чистая. Как мы слышали, валики эти распространены Не будут».

Эдисон получил фонограммы в полной сохранности и тоже подтвердил их высокое качество. Но мы не знаем, сохранились ли эти валнки до наших дней. Неизвестно также, какие тексты были еще записаны.

О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ФОНОВАЛИКИ

t

Лев Толстой был первым русским писателем, широко использовавшим звукозаписывающий аппарат в своей повседневной работе.

Дошедшие до нас фоновали-ни — наглядное свидетельство неутомимой и разносторонней деятельности великого писателя. Это подтверждают даже одни их названия.

По получении фонографа, в том же январе 1908 года. Толстой изложил в рупор свои мысли — отклики на волно--• еавшие его политические события. Фонограмма так и называется — «Мысли Льва Нииола-евича о действительности». Затем появился фоновалик «Письма к Черткову и другим». В феврале Толстой обратился к фонозаписям как к учебному пособию для школьников. Он записал для них на фонограф «Рассказ о человеке без ног», а через несколько дней переложил рассказ Лескова «Под праздник обидели». Учитывая детскую восприимчивость к звучащему слову, Лев Николаевич придумал для своих внуков (детей Михаила Львовича) сказочку «Волк». Сохранился также фоновалик с пересказом переведенного Толстым рассказа В. Гюго «Гражданская война».

Непрочные восковые бороздки, запечатлевшие неповторимые звуки голоса, со временем неизбежно разрушаются. Чтобы оставить для потомства бесценные звуковые документы, нуж-

J1. И. Толстой. (Редкая фотография.) Снимок сделан в Ясной По~ ляне IS октября 1909 года — в день записи голоса великого писателя на граммофонную пластинку.

но предпринять надлежащие меры к их сохранению. Какие? Первая и наиболее эффективная — перезапись всех уцелевших подлинников на другой, более прочный вид звуконосителя. Это и попытались осуществить в первую очередь.

В 1940 году фабрика звукозаписи Всесоюзного радиоко митета перезаписала большинство перечисленных выше фонограмм. В студию фабрики приглашались для контрольного прослушивания родные и друзья Толстого — все те, кто помнил особенности его дикции. Среди приглашенных присутствовали: сын — Сергей Львович, внучка писателя — Софья Андреевна, личный секретарь — Николай Николаевич Гусев и близчий знакомый семьи — Алексей Петрович Сеогеенко.

Советским звукотехникам удалось реставрировать и некоторые испорченные валики. На одном из них. например, не звучало полностью необ д» мое слово. Недостающий в нем слог взяли нз другой фон I-граммы, и эта «добавка» осталась для слуха незаметной.

Недавно, в 1960 году Всесоюзная студия грамзаписи

25