Юный техник 1960-12, страница 26

Юный техник 1960-12, страница 26

но« количество этого газа так мало, что он, безусловно, не может быть главной составляющей атмосферы Марса. Много раз пытались отыскать в спектре Марса следы кислорода и водяного пара. К сожалению, до сих пор эти попытки оказались тщетными. Учитывая точность примененных методов, можно лишь утверждать, что количество кислорода и водяных паров в атмосфере Марса по крайней мере в тысячу раз меньше, чем в земной атмосфере. Предполагают, что марсианская атмосфера состоит главным образом из азота. Однако излучение атомов азота приходится на весьма коротковолновую часть спектра — как раз ту, для которой земная атмосфера совершенно непрозрачна. Видимо, придется снять спектр Марса за пределами земной атмосферы, и только тогда высказанная гипотеза будет подтверждена или опровергнута.

ФИОЛЕТОВЫЕ ТУМАНЫ

Не снимках Марса, сделанных через фильтры, пропускающие только синие, фиолетовые лучи, его поверхность имеет необычный вид: она кажется покрытой светлым туманом, очевидно сильно рассеивающим фиолетовые лучи. Происхождение этой фиолетовой дымки пока неясно. Чаще всего она появляется в районе терминатора (границы света и тени на поверхности Марса), то есть в районах пониженной температуры. Может быть, фиолетовые туманы — это облака из мельчайших ледяных кристалликов, время от времени возникающих в холодной и крайне разреженной атмосфере Марса?

ГЕРБАРИЙ ИЗ МАРСИАНСКИХ РАСТЕНИЙ

На протяжении века между астрономами идут горячие споры об истинной природе марсианских «морей». Какие только идеи не высказывались в ходе этой дискуссии! Последняя из них принадлежит американскому астроному Мак-Лафлину, высказавшему предположение, что «моря» Марса есть скопища вулканической пыли, образующейся при извержениях бесчисленных марсианских вулканов. Наиболее убедительной все же остается первоначальная гипотеза — это области, покрытые растительностью. Наблюдения Г. А. Тихова доказывают, что оптические свойства марсианских растений должны быть сходными с некоторыми оптическими свойствами земных растений, живущих в суровых климатических условиях.

В 1956—1958 годах американскому астроному Синтону удалось в инфракрасной части спектра марсианских «морей» обнаружить полосы поглощения, характерные для органических молекул. Вековой спор можно, пожалуй, считать в принципе законченным. Возникают, однако, новые нерешенные проблемы. Каковы марсианские растения? Похожи ли они на земные, или, быть может, их строение совсем иное, сложившееся исключительно под воздействием суровых марсианских условий?

Надо собрать гербарий из марсианских растений. И эта задача, конечно, выполнима, когда в будущем на поверхность Марса высадится первая экспедиция обитателей Земли.

24