Юный техник 1961-03, страница 12

Юный техник 1961-03, страница 12

Реатик/ыьный раарвв п^р&р^о советского атомного реактора. 1 — экспериментальные каналы; 2—канал для регулирующего стержня; 3 — активная зона; 4 —» отражатель. Пунктиром показаны предполагавшиеся теоретические контуры реактора.

нет подобного примера, чтобы промышленность так вот, в один прием, сразу высоко шагнула в новый класс точности работы.

Да, вступление в атомный век не было частным делом физиков. В пробитую ими брешь, как клинья наступающей армии, мощным рывком должны были стремительно ворваться многие отрасли науки и промышленности.

Титанический труд был заложен в тысячи цилиндрических урановых блоков и графитовых кирпичей, из которых в бетонированном котловане советские физики стали складывать реактор.

Начали с пробных моделей. Они показали, что активная зона реактора — та его часть, где графитовая кладка заключала в себе ураноЕые блоки, — должна быть шаром шестиметрового диаметра. Основанием шара должен был служить слой из одного графита, выполняющий роль своеобразного зеркала, отражающего обратно нейтроны, вылетающие из активной зоны.

Слой за слоем ложились графитовые кирпичи. Начиная с девятого, когда окончилась кладка отражателя, в дело пошли кирпичи с отверстиями. В них закладывались урановые блоки.

Надвигался час, когда природа должна была дать ответ, правы ученые или нет. Каждый поймет волнение людей, складывавших в бетонном котловане графитовую громадину. Забьется ли в ней пульс жизни, или она и завершенная останется мертвой грудой и, как египетская пирамида, будет всего-навсего монументом огромному, но безрезультатно затраченному труду?

Приборы — ионизационные камеры—заделанные в отражателе, в наращиваемой активной зоне, расставленные и около реактора, как стетоскопы врачей, стерегли момент, когда в нарождающемся теле реактора появятся первые признаки его особенной жизни. Камеры следили за ростом числа нейтронов: отвечает ли закон их размножения предвычисленному коэффициенту?

Одна из камер была соединена с громкоговорителем. Его сухие щелчки докладывали строителям реактора о том, что творится в недрах графитовой толщи. В эти тревожные минуты у бетонной колыбели щелчки звучали, словно пульс зарождающегося организма. Ну, как окажется, что число нейтронов не вырастет так, как того требует расчет?

Только после того как был уложен пятидесятый слой, все сомнения отступили: нейтронное племя размножалось по всем правилам. Расчет говорил, что еще пять слоев — и реактор достигнет критических размеров, в нем проснется жизнь, для которой он создан, — самоподдерживающаяся ядерная реакция.

Победа пришла даже раньше, чем ее ждали: на 54-м слое реактор уже «пошел*. Пррвый соЕетскнй реактор заработал!

10