Юный техник 1961-04, страница 71

Юный техник 1961-04, страница 71

ВОРОН

Рассказ' (Печатается в сокращенном виде)

Б. ДУНАЕВСКИЙ

||т моря до моря — от Каховсиого w до Азовского — лежит гладкая сухая равнина. На ней — ни речки, ни озера, ии даже болота, дожди летом падают редко.

Но если взять направление на Сиваш, к Перекопу, можно увидеть неожиданное: неровную, зубчатую, темную стену деревьев. Хоть и не полагается здесь быть лесу, а он растет — густой, прохладный, полный шепота листьев и свежего зеленого сумрака. Два таких лесных острова стоят в степи один от другого поблизости, только полоса широкой торной дороги разделяет их.

Называются они парками — Большой парк и Малый. Но и в Малом насчитывается не один десяток гектаров.

Парками называют эти леса потому, что они не сами собой появились. Люди их насадили. Лет семьдесят с лишним назад закудрявились первые тоненькие саженцы, а теперь, выхоженные, выпоенные человеком, красуются могучие, неохватные дубы, ясени, вязы, гледичии. И уж сама собой укореняется вокруг ветеранов молодежь — идет в рост густой подлесок, изумрудная мурава покрывает прохладные лесные поляны.

Берегут люди это зеленое богатство, следят за ним, охраняют от всяких невзгод. И это стоит немалого труда.

Зато и радости много. Не только человеку. Весной, когда перелетная птица косяками тянет на север, или осенью, ногда идет обратный перелет, парки так и кишат пернатыми гостями. Ведь на сотни иилометров вокруг нет для птицы другого такого отрадного места.

Многие перелетные гости остаются здесь на гнездовье. Немало птиц привезено сюда и из далеких стран. И они ничего, обжились, привыкли, вьют гнезда, птенцов выводят.

Но в парках установлены свои строгие порядки. Не всякой птице разрешено жить здесь. Безжалостно изгоняют отсюда в сох опасных хищников. Конечно, ястребу или орлу тут было бы раздолье. В степи надобно немало погоняться, чтобы отыскать дичь и добыть ее. А тут, где добыча кишмя кишит, для хищника все равно что накрытый стол.

Иная птица или зверек в другом месте пользу приносят, а отсюда их гонят. Даже ежей, которым в садах и в поле цены нет, и тех здесь вылавливают, складывают в мешок и относят в поля. Потому что еж не только мышь уничтожает, но и до яиц большой охотник. А в парках многие птицы гнездятся в траве или низком кустарнике.

То же и грач. Птица в поле куда как полезная, а тут ее считают вредителем. Ведь грачи строят гнезда целыми селеньями. Обсядет грачиная колония дерево, наломает веток, увешает его гнездами, засорит пометом — глядишь, и засохнет ствол. А вырастить дерево куда дольше, чем дом построить. Вот и гоняют отсюда грачей, не позволяют им вить гнезда в парках.

Только как им не позволишь? Отгонишь, а они вернутся. Стрельбой напугаешь, а они и к выстрелам привыкнут. И кан только наступает весна, уже, глядишь, суетятся на деревьях грачиные колонии, ломают ветки, хлопочут, строят гнезда. Так что лучше всего было бы вовсе их сюда не пускать. Только человеку это не под силу.

Все же выдалось одно лето, когда в Большом парке не было свито ни одного грачиного гнезда. И добился этого не человен, а... Но лучше я вам про это с самого начала расскажу.

69