Юный техник 1961-06, страница 25

Юный техник 1961-06, страница 25

„W,^ЧУДЕСНОЕ ВЕЩЕСТВО

Циаики,

Г. МЕТЕЛЬСКИЙ

I/ажется, трудно ли осадить 14 муть в жидкости? Оказывается, очень трудно. Над решением этой задачи ученые и инженеры работают десятки лет.

Есть много крупных отраслей промышленности, имеющих дело со взвешенными частицами, с мутью. При получении цветных металлов и золота, при производстве минеральных удобрений и красок, при обогащении угля сырье приходится предварительно измельчать в тонкий порошок. Из этого порошка затем извлекают полезные вещества и удаляют ненужные. Размер крупинок порой измеряется микронами. Вес их настолько мал, что они с величайшим трудом преодолевают плотну.о среду жидкости, упорно отказываются потонуть. Вот почему нужны часы, а иногда и сутки, пока «микронинки» соблаговолят опуститься на дно.

Аппаратура, в ноторой протекают эти до обидного медленные процессы, очень громоздка и дорога. Пожалуй, иные плавательные бассейны могли бы позавидовать огромным отстойникам фабрик цветной металлургии. Цехи сгущения и фильтрации занимают большие производственные

площади.

Приходится поднимать на верхние этажи целые пруды взмученных жидкостей. И все это только для того, чтобы заставить осесть бестолково снующие взад и вперед твердые частицы.

Положение осложняется тем, что само осаждение происходит не в спокойной обстановке лаборатории, а в котле непрерывного, не прекращающегося ни днем, ни ночью процесса. На фосфоритном заводе, на обогатительной фабрике угля или руды не могут ждать, пона осядут все плавающие в воде частицы полезного вещества. И вот мчатся в нана-лизацию потоки не успевших отстояться фосфоритных удобрений. Стекают в водоемы, загрязняя их, рени черной как сажа воды, унося с собой тысячи и тысячи тонн каменного угля. Бесполезно и навсегда возвращаются в землю те самые редчайшие металлы, ради единого грамма которых изводились тонны руды.

Чтобы уменьшить потери полезных веществ, производственники издавна применяли особые добавки — коагулянты, позволяющие ускорить осаждение взвешенных в воде частиц. Что только не пробовали! Столярный клей, агар-агар, серную кислоту, крахмал, желатин — десятки, если не сотни веществ. Одни из них, как крахмал, действовали энергично, но стоили дорого, другие обходились дешевле, однако муть осаждали плохо.

Так продолжалось до тех пор, пока в Ленинграде не получили совершенно новый оса-дитель — полиакриламид. Это бесцветная жидкость, несколько капель которой вызывают в пробирке бурное осаждение различной мути.

Использование полиакрила-мида в цинковом производстве Усть-Каменогорского комбината дало положительные результаты. Опыты показали, что полиакриламид можно применить в сахарной промышленности, при производстве калийных удобрений, красок.

Брянский фосфоритный завод, используя технологическую схему Ленинградского научно-исследовательского института. наладил у себя про* мышленное изготовление поли-акриламида.

Я побывал на этом предприятии. Мне показали огромные карьеры, где многоковшовые экскаваторы высотой с четырехэтажный дом добывают фосфоритную руду, производственные корпуса, лаборатории, цех полиакриламида. На подъездных путях завода гудели паровозы — составы с удобрениями уходили на поля страны.

— С каждого гектара пашни, удобренного фосфоритной мукой, — рассказывал директор завода Н. Н. Брянцев, — получают в среднем на два центнера зерна больше. Но до последнего времени мы удобряли не только колхозные поля, но и... дно Черного моря. Да, да, моря! Тонны фосфоритной муки, не успев отстояться, уходили в канализацию, в Дес ну. А она впадает в Днепр. Применив полиакриламид, мы поначалу сократили потери тонн на сорок-пятьдесят в сутки и надеемся значительно уве личить эту цифру...

23