Юный техник 1962-01, страница 29

Юный техник 1962-01, страница 29

ды. чтобы их выбрать, а затем направить числа в суммирующее устройство; результат вычислений отправить в определенную ячейку. И так далее. Для решения машиной более сложных программ время потребуется еще большее.

Естественная инерционность всех электронных узлов, их запаздывание не позволяет «сердцам* современных машин биться чаще.

В самом деле, при частоте в 1 ООО мгц время прохождения сигнала оказывается большим, чем время самой операции. например извлечения корня. Машина начинает работать неустойчиво, возможны срывы, или, как говорят инженеры, «сбои* машины.

Что же делать? Как перевести ЭВМ на большую рабочую частоту в сверхвысокочастотный диапазон?

Число проблем нарастает, как снежный ком: нужно устранить запаздывание сигнала в электрических цепях, повысить надежность машины, экранировать цепи, преодолеть инерционность электронных ламп.

Каждый проводник — это «антенна*. Значит, неизбежны паразитные излучения. При сверхвысоких частотах они становятся особенно ощутимыми, внося дополнительные помехи в работу электронного механизма. Приходится тщательно экранировать линии, помещая каждый изолированный проводник в отдельный металлизированный канал. Борьба с помехами обходится дорого.

На сверхвысоких частотах сказывается и инерционность электронов, летящих от катода к аноду в лампах. Ведь электрон имеет массу. Значит, при какой-то очень большой частоте подачи импульса малая скорость движения электрона в промежутке катод—анод не даст возможности быстро сложить эти сигналы. Обычные радиолампы не осиливают такой бешеной гонки. Вот почему для сверхвысокочастотной электроники понадобятся клистроны, магнетроны и все прочие «троны». Еще более усложнятся машины и вырастут размеры их.

Ну, а тоннельные диоды? Они могут работать на частотах свыше 1 ООО мгц. Может быть, они помогут вычислительным машинам?

мМы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий do совершенно реальной действительности сокращается с поразительной быстротой... Я очень крепко верю в чудеса, творимые разумом и воображением человека. Иных чудес не знаю".

м. ГОРЬКИЙ

27