Юный техник 1962-02, страница 46правочной плите. Г лазом трудно, просто невозможно проверить. точно ли выровнена плоскость детали или металлическая пластинка. Опытный слесарь внимательно прислушивается к звуковому сигналу при каждом ударе молотком. Если в данной точке звук «чистый», значит деталь в этом месте плотно прилегает к пра-вочной плите; если звук «глухой», это место надо «осадить», то есть ударить еще раз, а может быть, и два-три раза. Сколько раз ударить и как сильно, опытный мастер и должен определить на слух. Ведь каждый лишний удар увеличивает вытяжку металла —вместо плоскости получится полусфера. На слух быстро и точно проверяют и качество сборки автомобильных рессор. В любом положении рессоры при ударе молотком в направлении угла наковальни звук должен быть «мертвый», без дребезжания. Если есть дребезжание, значит листы неплотно прилегают друг и другу, рессора может скоро сломаться. Кстати, «звуковая азбука» стала даже профессиональным языком кузнецов. Когда кузнец хочет указать молотобойцу, куда надо ударить кувалдой, то в промежутках между его ударами он сам ударяет молотком по этому месту. Если надо бить равномерно по всей заготовке, кузнец бьет бойком молотка по наковальне. Чтсбы остановить работу молотобойца, кузнец кладет молоток на наковальню боком — звук сразу становится дребезжащим. Это сигнал •стоп!». По металлу звук распространяется быстрее, чем по воздуху. Этим постоянно пользуются сле-сари-сантехнини. При монтаже парового отопления или водопровода в большом доме они подают сигналы из подвала на пятый-шестой этаж, слегка по стукивая по трубам. С помощью звука определяют также, из ианого металла сделана монета. Серебряная, например. монета при ударе звенит, как серебряный колокольчик. а у медной — звук бывает более глухой. Если вы хотите удостовериться, что в оловянном стержне нет примесей, согните его, поднеся к уху. Стержень из чи стого олова при сгибанни издаст характерное потрескивание высокого тона; его так и называют — «крик олова». Качество дерева, стоящего на корню, можно определить разными способами. Но опытному лесорубу достаточно один раз ударить по дереву обухом топора. Подгнившее на норню дерево дает глухой, дребезжащий звук. При ударе по здоровому стволу в мае или июне, когда соки земли бурно поднимаются к листьям, звук бывает глухой и быстро угасающий. Дерево, высохшее на корню, но еще не успевшее загнить, дает свой определенный звун, за который его так и называют — «звонкий сухостой». Так звук помогает нам в работе. И к его «языку» надо всегда внимательно прислушиваться, его надо изучать, чтобы не делать в работе ошибок. 37 |