Юный техник 1962-04, страница 81

Юный техник 1962-04, страница 81

сильевны — вторая слушательница рассказа старого чабана. Она писала, в частности, следующее:

€ Получив Ваше письмо, я сразу написала письмо нашему прежнему хозяину — чабану. Я надеялась, что мне он быстро ответит. но ошиблась в своих ожиданиях. Письма с ответом все нет. А раньше он имел переписку с Ольгой Васильевной. Кто знает, может быть, с ним что-нибудь случаюсь, может быть, переехал... Без него что-либо разузнать по интересующему Вас вопросу будет трудно. И вот почему: он родом из Ставрополья, если не ошибаюсь, из станицы Отрадной (где-то там и произо-шло приземление неизвестного аппарата). Во время коллективизации все население станицы Отрадной переехало в Адыгейскую автономную область, в частности в станицу Гиагинскую. Таким образом, современные жители Отрадной вряд ли знают эту историю. На всякий случай сообщаю Вам адрес чабаны: Краснодарский край. Адыгейская автономная область, станица Гиагинская, улица М. Горького, д. 33. Он состоял членом колхоза имени Красной Армии. Фамилия его — Карпенко Митрофан Васильевич. Правление колхоза сможет дать сведения о нем или

о его жене Анне Андреевне...*

После этого ответа мы приступили к поискам Митрофана Васильевича Карпенко. И вот спустя несколько месяцев мы получили от него письмо, в котором он пишет:

*Это, конечно, было давно. Я был подростком и любил слушать рассказы стариков, а мой отец любил рассказывать. Отец родился в 1861 году в Полтавской области Медгородского иезда, в селе Густывыця, в семье запорожского казака. 18 июня 1936 года его убило грозой.

Был этот рассказ правдой или легендой — я не знаю. В каком году и где это случилось — я также не помню, хотя, может, быть, что отец и говорил об этом. В памяти у меня осталось только то, что через какую-то небесную границу перелетели какие-то три человека, причем на машине, а не на воздушном шаре. Не упоминал отец в рассказе и самолета. Машина была неизвестной конструкции. Люди были без одежды. Их тело было сплошь покрыто волосами, и жили они всего трое суток.

Отец говорил, что им было трудно дышать нашим воздухомз.

Вот пока и все, что нам удалось узнать. Конечно, этого совершенно недостаточно, чтобы отделить реальную часть истории от вымышленной. Устное творчество народа красочно и многогранно. Зачастую случается так, что многократный пересказ того или иного события облекается в такую поэтическую форму и изобилует столькими удивительными подробностями, что порой неясно — произошло ли событие на самом деле, или же мы встретились с чьей-то крылатой мечтой, облеченной в форму правдивого, хотя и необычного рассказа. Задача исследователя —- найти элементы реальности, которые легли в основу легенды.

В разгадке этой увлекательной легенды могут очень помочь юные читатели нашего журнала.

69