Юный техник 1962-04, страница 84«Творчеству можно учиться ничуть не хуже, чем всему другому». Дж. Бернал или в ящик, обитый оцинкованным железом, и заливают водой, но так, чтобы глина выступала островками, чтобы часть ее была потверже, а часть — помягче. Глина размокает быстро. Через сутки она уже готова для лепки. Основными орудиями служат ладонь и пальцы. Дополнительными орудиями — стеки различной величины и формы. Для лепки из глины больших фигур скульптор делает специальный каркас из проволоки и привязывает к нему крестики. Все это держит глину и не дает ей сползать. Для более крупных вещей проволочный каркас привязывают еще к выносному каркасу в виде буквы с Г» и прибивают к доске (рисунок внизу). Когда лепят большие вещи, уплотнять глину рукой трудно. Здесь уже нужен деревянный молоток-киянка или колотушка. И обязательно два станка, каждый с поворотной доской. Один станок делают такой высоты, чтобы работа, поставленная на него, была на уровне глаз; другой — для модели — низким. Раскрою вам еще один «секрет» мастерства. Он известен каждому скульптору. Вылепленную на каркасе фигуру сушить нельзя. При высыхании глина уменьшается в объеме и трескается. Поэтому каждый раз после окончания работы ее сбрызгивают водой и закрывают мокрой тряпкой или клеенкой. Когда произведение совсем готово, его формуют, как говорят скульпторы, то есть заливают гипсом, и получают форму. Если такую форму залить гипсом, то получится гипсовый слепок — точная копия оригинала из глины. Отлитая из гипса модель может быть переведена в твердый материал: отлита из бронзы, вырублена в мраморе или граните, вырезана из дерева. Учитывая свойства материала, его особенности, художник вносит соответствующие изменения в композицию и проработку деталей. Материал всегда подсказывает художнику решение. Гранит, например, не позволяет делать тонкую проработку деталей, в то время как в мраморе и в бпонзе без этого не обойтись. |