Юный техник 1962-05, страница 59

Юный техник 1962-05, страница 59

Казалось бы, судьба его определилась. Но, вернувшись в Россию и даже выставив в «Московском товариществе художников» свои первые живописные работы, а чуть позже — гравюры, выступив как книжный гравер-оформитель, Фаворский надолго отходит от профессионального искусства. Он заканчивает историко-филологический факультет Московского университета, попадает на фронт первой мировой войны, потом служит в рядах Красной Армии. Еще не доверяя своему художественному таланту, не зная, где, в каком виде искусства найдет он себя, проявит свою личность, скажет свое, новое слово, Фаворский только пристально всматривается в жизнь.

В 1921 году он становится профессором только что организованного ВХУТЕМАСа, на графическом факультете.

Прошло немало времени, пока Фаворский окончательно сосредоточил свои творческие силы на деревянной гравюре — ксилографии. Чеканное мастерство строгой художественной формы сочеталось у него со свободной и неожиданной новизною исполнения и богатством содержания.

Чтобы понять, что нового вносит Владимир Андреевич в толкование сюжета средствами гравюры, интересно сравнить два портрета Достоевского. Один сделан Перовым, маслом, другой, в гравюре, — Фаворским. По запечатленному в портретах времени, это приблизительно 1872 год, после возвращения Достоевского из ссылки. Масляная живопись с ее плавными переходами смягчила резкие, обостренные черты лица писателя. Перов привнес в весь облик Достоевского элементы задумчивости, усталости, даже безнадежности. Контрастный же гон гравюры — черный и белый, твердый, строгий штрих дают нам несколько иное представление о писателе: он не сломлен, он не примирился с окружающим его миром.

Глубокое признание и уважение пришло не вдруг. К ним вел художника путь исканий, перемежающийся победами и поражениями. Он не остался равнодушным к европейским мастерам. Но решающее влияние оказал* на него древнерусские живописцы и русские мастера. Подобно им, Фаворский в своем творчестве становится ясным выразителем национального искусства. Характерные черты его резко выражены во всех произведениях Фаворского: и в портретах Достоевского, и в «Пушкине-лицеисте», и в иллюстрациях к собранию сочинений П. Ме-риме, к «Слову о полку Игореве» и т. д. И не только в восхитительных гравюрах на дереве, но и в театральных декорациях и в стенной живописи. С необычайной изобретательностью Фаворский вносит свое творческое своеобразие во все,чего бы ни

4*

61