Юный техник 1962-05, страница 61СТАРОЕ й ВЕЧНО НОВОЕ ИСКУССТВОПосвящается В. А. Фаворскому Сорок лет назад, попав в Москву, я впервые увидел удивительные гравюры, созданные советскими художниками-графиками. Более других меня поразили гравюры Фаворского. До сих пор каждый раз, когда я смотрю на новые произведения своего учителя, в душе невольно рождается то чувство прекрасного, которое так поразило меня в юности. Все так же свежо, ново и еще более выразительно кажется мне искусство Фаворского. Владимир Андреевич Фаворский из 76 лет жизни больше полувека отдал изобразительному искусству. Нет, наверное, ни одного из разновидностей и жанров искусства изображения, которым бы не занимался художник, не обогатив их, не углубив их, не проявив себя оригинальным мастером. Гравюра на дереве и рисунок с натуры, монументальная живопись и оформление театрального спектакля, экслибрис и станковые композиции, скульптура и художественный шрифт, плакат и фирменный знак, автоцинк и роспись фреской барельефа, портреты, пейзажи, орнамент и многое другое составляют огромный творческий результат неустанного труда художника, для которого творческий труд — необходимость и источник постоянного душевного подъема. Творчество Фаворского современно и глубоко связано с жизнью. В произведениях он постоянно решает какие-нибудь противоречивые вопросы, волнующие советское и современное искусство: объективное и субъективное, сюжет и содержание, традиционность и новаторство, освоение опыта народного творчества и классического наследства и т. д. Это вносит в каждое его произведение ощущение глубокого философского раздумья. Жизнерадостным художником-тружеником, патриотом, философом, необычайно скромным, простым, мудрым, профессором, академиком, учителем многих и многих художников, крупным общественным деятелем, человеколюбивым, дружелюбным, преданным любви к истине — таким я знаю Фаворского долгие годы. И потому мне хочется рассказать вам об одном из искусств, наиболее любимом моим учителем. Я расскажу вам, что такое гравюра. Историки искусства утверждают, что гравюра как средство печатания появилась очень давно, еще в древности, за четыре тысячелетия до нашего времени. Особенного развития достигла гравюра на дереве и металле, иогда появилось книгопечатание разборными знаками а Европе в XV веке, в Китае — в XI веке, а у нас в России в XVI веке. Гравюра на дереве до XVIII века была продольной. Ствол дерева, преимущественно груши, распиливали вдоль, доски склеивали, стругали, шлифовали. На доску наносили рисунок, а затем вырезали его небольшим ножом — месершти-хелем (рис. 1). Ненужные места удаляли стамесками и долотами разных форм и размеров. Каждую прорезь мастер делал 63 |