Юный техник 1962-06, страница 12

Юный техник 1962-06, страница 12

вать, грести, управлять шлюпкой, ходить под парусами. Все они с детских лет мечтают о море, а до него — бескрайного, таинственного и манящего — рукой подать. Кто из соломбаль-ских сорванцов не пытался добраться до моря самыми невероятными путями?

Когда я заговорил об этом с капитаном Анатолием Григорьевичем Абакумовым, детство которого прошло в Соломбале, то он от души расхохотался:

— Всякое бывало: и на шлюпках к морю отправлялись и в трюмы морских судов забирались. А я однажды, в тринадцать лет, в пароходство явился. Отрекомендовался начальнику отдела кадров, материнский паспорт показал. И что бы вы думали? В милицию отправили... Крепко обиделся я на моряков. Может, поэтому после семилетки и в механический техникум поступил, а не в мореходку Через полгода затосковал. Все море да корабли на уме. Опять пошел в пароходство. На этот раз помогли перевестись в мореходное училище, только для начала проэкзаменовали...

Экзамен был не совсем обычным. Определили Анатолия помощником матроса на пароход «Рошаль». Невесело проходили дни стоянки в порту, они были будничными и серыми, начисто лишенными морской романтики. Приходилось то палубу драить, то брезент латать, то картошку чистить на камбузе. Совсем было приуныл Анатолий, а матросы только посмеивались- «Ну как, морячина, служба?»

«Морячина» тоскливо отмалчивался. Но вот наступил день выхода в море. Впереди трехмесячное плавание, курс на Шпицберген

Море не просто поразило юного матроса. Оно захватило его душу, покорило суровостью и величием. И еще одно вскоре понял Анатолий нужный он на пароходе человек, ибо нет в море мелких дел. Есть напряженная повседневная работа, необходимость все предусмотреть до мельчайших деталей, все уметь, все знать Слабых духом море не терпит

...Капитан вошел к себе в каюту. На столе голубела карта Северной Атлантики. Вот она, серой кляксой, Исландия — «кухня погоды», где зарождаются циклоны. Один из них, прорываясь через океан приближается к исландскому порту Акранес, в котором «Донец» только начал разгрузку. Капитан Абакумов еще раз просмотрел бюллетени погоды, полученные от различных метеостанций Европы, взглянул на барометр. В глаза четко впечаталось: ураган.

Ураган наступал Из океана зловеще взметнулась стена воды с белыми закипающими бурунами на гребнях. Гигантский вал легко перевалился через мол, ворвался в бухту, обрушился на корабль. Загудела бортовая сталь, тяжело заходила палуба, залихорадило мачты. Темные тучи заволокли небо. Капитан тревожно прильнул к перилам мостика. Тут он пробыл бессменно почти целые сутки, отсюда руководил борьбой за спасение «Донца».

Вот скупые штурманские записи из вахтенного журнала:

«Исландия. Порт Акранес В девять ноль-ноль ветер с юго-востока усилился до одиннадцати баллов. Начали заводить дополнительные швартовые и закрывать трюмы.

10