Юный техник 1962-07, страница 73народу». Здесь эту роль выполняют белые листы нотг ярким светлым пятном зовущие взгляд в центр кадра, к дирижеру. Фотограф часто делает снимки то сверху, то наоборот — с уровня земли, выбирая наиболее выразительную точку съемки. Здесь же аппарат несколько приподнят. Существенно ли это? Да. Иначе пятна — ноты — пропадут за фигурами музыкантов, не говоря уже о фигурах переднего плана, закроют музыкантов и тем более ряд рабочих, стоящих у вагона. А если приподняться еще выше, так, что передний план пропадет? Нельзя. Сейчас крупный передний план в сочетании с небольшими фигурами среднего и заднего плана подчеркивает глубину, дает объемность снимку. Успел ли автор все это продумать в момент съемки? Отчасти да, но во многом он действовал интуитивно, опираясь на опыт, накопленный на этюдах, зарисовках. В данном случае у автора было время подумать, поразмыслить. А как быть, когда перед глазами возникла неповторимая сценка (смотри, к примеру, работу Г. Зельмы), которая длится секунду. Тут раздумывать некогда. Приходится импровизировать. И если нет тренировки, не будет и успеха. Однако те же формальные приемы, не к месту примененные, могут давать нежелаемый эффект. Надо знать, что v\ где исполь- |