Юный техник 1962-10, страница 25между собой одной темой, одним замыслом. Полиэкран позволяет одновременно показывать действия и события, происходящие в разных местах. Такая система открывает перед творческими работниками кино совершенно новые изобразительные возможности. «Латерна магика» (разработана в Чехословакии) не так давно гастролировала в Советском Союзе. Это, по существу, эстрадное представление с широким использованием кино. Выступление ведущей программу (см. фото) здесь сопровождается кинопоказом еще двух актрис. В «Латерна магика» кино используется широко и подчас самым неожиданным образом. Из не осуществленных еще проектов систем кинематографа наиболее близка к завершению куполорама (см. цв. вкладку VI— VII). Идея ее состоит в том, что экран в виде эллиптического купола заполняется единым изображением. Это создает зрителям условия рассматривания, близкие к действительности. В таком кинотеатре с сильно изогнутым большим экраном изображение должно проецироваться из центра круглого зала несколькими кинопроекторами. Наибольшую трудность в этом проекте составляет изготовление экрана. Обычные рассеивающие экраны непригодны для такого театра, ведь ярко освещенные участки экрана создают нежелательную засветку для других участков. Чтобы зрители могли рассмотреть любой участок экрана, кресла должны быть поворачивающимися. Есть предложение создать кинотеатр, в котором экран представлял бы собой одну четверть сферы или половину куполо-рамы. Оригинально предлагает решить, по существу, ту же задачу Хайлит (см. цветную вкладку). По его проекту экран в виде полусферы устанавливается перед зрителями, которые располагаются по вертикали ярусами. Обратите внимание еще на один проект — кинотеатр «Сине-тариум» (см. цветную вкладку). Экран в нем должен иметь форму и вид колокола, нависшего над зрительным залом в здании сферической формы. Проекция осуществляется снизу на зеркала, которые отбрасывают изображение на сферическое зеркало, висящее в устье колокола, а последнее отбрасывает изображение на экран. Система эта очень сложная и, по-видимому, останется только проектом. Известный французский кинокритик и историк кино Жорж Садуль предложил создать цирковой кинематограф (см. цветную вкладку), в котором проекция должна производиться на просветный экран, имеющий форму полусферы. В таком кинотеатре предполагается демонстрация не обычных, а стереоскопических фильмов, что должно обеспечить стереоскопическое восприятие изображения. Мы знаем, что моноуральный и стереофонический звук, стереофоническая проекция, цвет получают все большее применение в кинематографе. Но это не все. Сейчас делаются еще только первые попытки, робкие шаги воздействовать в кинематографе не только на зрение и слух, но и на другие органы чувств — обоняние и осязание. В конце 1959 года в Нью-Йорке начала работать аромарама — кино с запахами. В этом широкоэкранном кинотеатре с по- |