Юный техник 1963-06, страница 18

Юный техник 1963-06, страница 18

к красной черте. Кажется, что на грудь давит тяжелая плита. Удары сердца гулко отдаются в черепе. С трудом повернув голову, штурман отшатнулся: изображение планеты на экране уменьшилось.

Что это — галлюцинация от перегрузок? Нет!

В командирской рубке полумрак. Но когда, соединившись с ней по видеоканалу, штурман показал лист с только что вычерченной траекторией, ему показалось, что командир побледнел. Крутая ветвь обычной параболы была загнута не к планете, а в противоположную сторону: планета не притягивала звездолет, а отталкивала.

— Что это может значить? — спросил командир.

— Не знаю. Датчики корабля молчат. Во всяком случае, это не излучение и не электромагнитные силы.

Наступило молчание. Оба понимали: надежды на посадку нет. «Омега» почти потеряла скорость. Разогнать ее огромное тело и пробить отталкивающее поле планеты не хватит топлива.

— В конце концов нам нечего терять, — произнес штурман.

— Пойдем на сближение с планетой, — поняв его мысль, согласился командир.

Ракета рванулась. Двигатели теперь не тормозили, а ускоряли звездолет. Он таранил защитное поле планеты, километр за километром приближаясь к ее поверхности. Штурман пристально всматривался в экран. Теперь планета занимала почти половину его.

«Что же это за сила? — думал штурман. — Обычная гравитация, только вывернутая наизнанку? Но почему молчат датчики? — Взгляд скользнул по пульту и остановился на надписи «Магнитная защита». — А если?..» — Повернувшись вместе с креслом, сделал несколько переключений. Надпись погасла. Штурман настороженно всматривался в приборы. Ничего. Но Ьот стрелка дозиметра качнулась, встала на 20-м делении и медленно поползла дальше. В стенах корабля рождалось жесткое излучение.

А Н TM Г Р А В VI ТА Ц VJ Ю

Может ли на самом деле произойти случай, подобный описанному? Вполне может. Мы привыкли к тому, что между всеми телами — камнями, металлами, газами, жидкостями — существуют силы притяжения (гравитационные силы). Сейчас мы знаем, что, кроме нашего обычного мира, во вселенной могут с)шествовать и антимиры — планеты, звезды, галактики, состоящие из антивещества, то есть вещества, в котором все элементарные частицы естественным образом заменены античастицами. Внутри них должны действовать те же физические законы, что и у нас. В частности, два антитела будут притягиваться друг к другу с той же силой, что и два обычных тела, равных им по массе.

Но вот вопрос: как будут вести себя два тела, из которых одно — антивещество, другое — обычное? Будут ли они притягиваться друг к другу или с той же силой отталкиваться?

Вспомним про электрические заряды: силы, действующие между двумя одноименными зарядами, противоположны силам, действующим между зарядами разных знаков. Подобно этому можно сказать, что в нашем мире мы встречаем только положительные «гравитационные заряды». Но какой «заряд» обнаружит антивещества, положительный или отрицательный, пока сказать нельзя.

16