Юный техник 1963-09, страница 82

Юный техник 1963-09, страница 82

ционнсты-люди, поскольку у них — разум и знания. Другие доказывали, что верх возьмет животный мир, потому что кисть, привязанная к чьему-нибудь хвосту, не обременена грузом знаний и разума, а поэтому воистину свободна...

Что касается нас, то мы в эти споры старались не ввязываться. Нас больше интересовало техническое творчество. В технике, думалось нам, все четко, стройно и целесообразно. Мы полагали, что уж в этой-то области нас не достанут никакие абстракции.

Первый чувствительный удар по этому убеждению был нанесен нам в скандально известном музее Гуген-хайма в Нью Йорке. По форме это здание живо напоминает поломанную червячную передачу от допотопного редуктора. Здесь, на восходящих этажах витках, выставлены самые вопиющие выверты беспредметного «искусства», неуклюжие и непонятные, как самое слово «абстракционизм». Вот тут мы впервые и встретились с техникой. Техника была представлена известной всем кузнечной наковальней, расположенной почему-то торчком. Смотрит на нее рядовой американец, удивляется: как попала она в музей искусства? И кому взбрело в голову поставить ее в такое неестественное положение?

Все выяснилось быстро. Наковальня является полноправным экспонатом музея! Она отлита из углеродистой стали, расточена, отфрезерована и отшлифована. И называется она вовсе не наковальней, а «Элегией». На соседней стенке красовалась замысловатая клепаная конструкция из болтов, гофрированного алюминия и чего-то похожего на изогнутый в три погибели велосипедный руль. Изящная этикетка разъясняла: «Будни большого города».

Дальше вверх — больше металла. Он прилеплен к стенам и путается под ногами, ржавыми колючками лезет в глаза и зловеще нависает над головой. Сваренная и кованая сталь, покрытая бронзой и серебром; хромоникеле-вая и медная прсволока; латунь и оксидированная бронза; червонное золото и листовой алюминий. Тут же и инструмент — как орудия пытки: клещи, захваты, штопор, кровельные ножницы, щербато оскаленные пилы и еще что-то вроде дыбы... Все это свалено в кучу или скручено, спаяно в заумных сочетаниях и...

Мы поспешили покинуть эту винтообразную свалку. Нам стало страшно! И стыдно за людей. И обидно за металл и

74