Юный техник 1963-10, страница 77

Юный техник 1963-10, страница 77

ПРОБЛЕМЫ

МОЗГ, ЭНЕРГИЯ, РАБОТА

Инженеры Э. ТВЕРЬЯИОВИЧ. В. ГРИГОРЬЕВ

«На сегодня хватит Очень устал».

Ученый отложил рукопись в сторону, отодвинул стакан с остывшим чаем и, прежде чем встать из-за стола, задумался. Нерешенные вопросы туманными обрывками все еще толпились в возбужденном воображении. Мозг по инерции продолжает работать.

Описанная сцена может быть отнесена к изобретателю и к исследователю, к инженеру и педагогу, к школьнику, так и не выяснившему в эту ночь, чем отличается Печорин от Онегина, — одним словом, к любому человеку, проведшему день в напряженной умственной работе. Усиленная нервная перегрузка одного дня может сделать сон беспокойным, поверхностным, а регулярное переутомление приводит к бессоннице, истощению нервной системы. Мозг теряет энергию, необходимую для продолжения интенсивной интеллектуальной деятельности.

В описанной картине, достаточно мрачной для того, чтобы вызвать отвращение к умственному труду у того, кто не знаком с его притягательной силой, в одном ряду стоят слова «мозг», «энергия», «работа». А где встречается термин «работа», там ищи и другой термин — «калория». Но здесь его нет. И это не случайно. Работе, совершаемой мозгом, мы не можем подобрать энергетического эквивалента, который бы связывал ее с привычными единицами работы механической или тепловой. Этот факт давно обратил на себя внимание физиков.

Больцмана ставило в тупик то, что человек умственного труда совершает большой труд, а энергия как бы не тратится. Мышечный труд очень просто измеряется по внешне произведенной работе; с другой стороны, по расходу организмом своих химических запасов. Во время физического труда резко возрастает потребление кислорода: ведь усиленная работа мышц происходит за счет более интенсивного окисления внутримышечных продуктов. Эти два процесса идут параллельно.

Разумно было проверить, нет ли аналогичной связи и в случае умственного творчества. Часть проведенных экспериментов показала повышение потребления кислорода в гот момент, когда человек читал книгу. Неужели загадка решена? И работа мозговой клеть и — аналог работы клетки мыЬечной? Но другая часть опытов дала прямо противоположный результат: люди, читающие ту же самую книгу, начали вдруг поглощать меньшее количество естественного окислителя! Газообмен третьей категории читателей вообще никак не менялся.

Разгадка противоречия пришла быстро. Бросилось в глаза различие реакции каждой из групп исследуемых людей на содержание прочитанного. Первые приходили в состояние возбуждения — сюжет захватывал их; вторые, наоборот, успокаивались. Нервная нагрузка третьей, самой многочисленной группы оставалась на прежнем уровне. Выяснилось и другое: газообмен спящего человека в точности соответствует газообмену человека

66