Юный техник 1964-02, страница 26

Юный техник 1964-02, страница 26

дуясь неизвестно чему, терли в пальцах сероватую жижу. Нет, в маленьком и слабом человеке скалы еще не видывали такого упорства. И они не выдержали, сдались, заговорили. И поведали этим упрямым людям свою тысячелетнюю тайну — тайну земного плодородия.

— Каратауское месторождение фосфорных руд — величайшее в мире. Оно уступает, может быть, только хибинским апатитам. Более одного миллиарда тонн руды скрыто в хребтах Каратау. Вот уж действительно найден всесоюзный клад! Ведь этого хватит, чтобы вдоволь снабдить минеральными удобрениями не только Казахстан, но и все среднеазиатские республики, близлежащие районы Российской Федерации...

Рассказ ведется буквально на ходу: огромная стройка переживает горячие предпусковые дни, и Борису Яковлевичу Вилидницкому, управляющему трестом «Каратаухимпромстрой», явно не до разговоров с корреспондентами. Мы быстро шагаем вдоль фильтровально-сушильного корпуса — многоярусной громады, которая сегодня является ключевым объектом новостройки.

— Вы, конечно, слышали, — продолжает Борис Яковлевич, — что фосфориты называют витаминами земли. Судите сами: земледельцы Казахстана сейчас борются за одиннадцатицентнеровый урожай пшеницы. А там, где широко применялся суперфосфат, средняя урожайность в прошлом году составила тридцать три центнера с гектара. Видите, наши витамины — ключ к богатым караваям!..

Вот почему юность взяла шефство над гигантом большой химии, объявила стройку Всесоюзной ударной' комсомольской. Со всех концов страны приехали к подножьям Тянь-Шаня парни и девчата с комсомольскими путевками. Сейчас их тут более 1 300 — вот какая гвардия строит горнообогатительный комбинат и город юности. У многих за плечами богатый опыт сооружения «Казахстанской Магнитки» и Череповецкого металлургического комбината, ударных строек Украины и Южного Урала...

А вот Валерий Мошкин и Тахир Иксанов, можно сказать, люди без прошлого. Кажется, совсем недавно отзвучали теплые напутствия друзей-одноклассников из Чимкентского ремесленного. И сразу — такая высота, что с непривычки дух захватывает! Приехали сюда, в Каратау, целой группой, но «закрепиться на высоте» довелось немногим: Борис Федорович Ячевский, бригадир, для высотных работ отобрал только самых умелых и бесстрашных.

Повезло Валерию, Тахиру да еще Юре Писичину с Ринатом Бикуловым. Старые монтажники начали было посмеиваться: «Детский сад, а не бригада! Сорветесь — даже мокрого места не останется!» Кое-кто и дрейфил, чего греха таить. Теперь ребята вспоминают те первые дни с солидной ухмылкой: неохота бывалым высотникам вспоминать минувшие страхи.

Отсюда, с высшей отметки, весь новый комбинат как на ладошке. Вон на главном корпусе девчата-кровельщицы заканчивают крышу флотационного отделения. Главный корпус — как ступеньки гигантской лестницы, проложенной по склону высоченной горы. Эти ступеньки размеренно шагают вниз, к самому подножью, к спутанным ниточкам-путям новой железнодорожной ветки. Отсюда будет отправляться готовый фосфоритный концентрат. Каждый день по четыре с половиной тысячи тонн — целый длинный поезд| Вон сейчас паровозик суетливо расталкивает ло путям вагоны, готовит под погрузку первые составы.

Отсюда, сверху, хорошо видны и железобетонные «силосные банки» — склады готовой продукции. Ничего себе баночки — каждая вмещает по 6 тыс. т готовой продукции! Их четыре, стоят в ряд, на каждой многометровыми буквами — по одному слову: «Комсомолу слава! Слава труду!» Ребята написали эти слова на головокружительной высоте, чтобы девиз Всесоюзной ударной был виден отовсюду — и из комсомольского городка, что живописно раскинулся в долине между сопками, и с далеких предгорий Аксая.

Обширная строительная площадка гудит, как улей. В эти последние дни перед пуском первой очереди комбината все здесь подчинено строгому

25